Kazan Federal University Digital Repository

Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе

Show simple item record

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Салихова Наиля Рустамовна
dc.contributor.author Фахрутдинова Аида Рафаилевна
dc.date.accessioned 2021-03-23T08:03:32Z
dc.date.available 2021-03-23T08:03:32Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Салихова Н.Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе / Н.Р. Салихова, А.Р. Фахрутдинова // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". - 2021. - No 1. - С. 97-113. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-97-113
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/163472
dc.description.abstract В статье приведены данные эмпирического ис-следования, предпринятого с целью выявления тех трудностей студентов при переходе от школьного обучения к вузовскому, преодоление которых значимо для развития личности. Участникам исследования (n=179) было предложено описать трудности этого переходного периода на основе анализа своей автобиографической памяти. В результате с помощью контент-анализа пись-менных текстов были выделены основные темы, их обобщение позволило составить перечень категорий сложностей, затем была определена частота повторяемости каждой из них. Согласно ре-зультатам наиболее упоминаемыми являются разные аспекты интеграции личности в новые социальные общности, что обу-словлено резкими изменениями социального окружения при переходе из школы в вуз. Большим вызовом становится также необходимость самоорганизации в учебных и бытовых вопросах, планирование и организация своего времени. На третьем месте по частоте упоминаний оказались трудности в учебе, особенно связанные с освоением материала в новых образовательных условиях. В качестве проблемных зон, не получивших ранее отражения в источниках, выступают налаживание совместного быта в общежитии, давление родителей, проявление своей индивидуальности, увеличение длительности занятий и темпа обучения, романтические отношения, языковой барьер. При этом значительно реже указываются трудности первой экзаменационной сессии, более часто упоминаемые при исследовании текущего процесса адаптации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системы практических мероприятий, направленных на оказания помощи студентам в построении нового образа жизни в вузе, что на раннем этапе обучения необходимо.
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Вестник Российского государственного гуманитарного университета
dc.rights открытый доступ
dc.subject студент
dc.subject трудности адаптации
dc.subject субъектный подход
dc.subject личность
dc.subject развитие
dc.subject образование
dc.title Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе
dc.type Article
dc.contributor.org Институт психологии и образования
dc.description.pages 97-113
dc.relation.ispartofseries-issue 1
dc.pub-id 250401
dc.identifier.doi 10.28995/2073-6398-2021-1-97-113


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics