Аннотации:
В статье приведены данные эмпирического ис-следования, предпринятого с целью выявления тех трудностей студентов при переходе от школьного обучения к вузовскому, преодоление которых значимо для развития личности. Участникам исследования (n=179) было предложено описать трудности этого переходного периода на основе анализа своей автобиографической памяти. В результате с помощью контент-анализа пись-менных текстов были выделены основные темы, их обобщение позволило составить перечень категорий сложностей, затем была определена частота повторяемости каждой из них. Согласно ре-зультатам наиболее упоминаемыми являются разные аспекты интеграции личности в новые социальные общности, что обу-словлено резкими изменениями социального окружения при переходе из школы в вуз. Большим вызовом становится также необходимость самоорганизации в учебных и бытовых вопросах, планирование и организация своего времени. На третьем месте по частоте упоминаний оказались трудности в учебе, особенно связанные с освоением материала в новых образовательных условиях. В качестве проблемных зон, не получивших ранее отражения в источниках, выступают налаживание совместного быта в общежитии, давление родителей, проявление своей индивидуальности, увеличение длительности занятий и темпа обучения, романтические отношения, языковой барьер. При этом значительно реже указываются трудности первой экзаменационной сессии, более часто упоминаемые при исследовании текущего процесса адаптации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системы практических мероприятий, направленных на оказания помощи студентам в построении нового образа жизни в вузе, что на раннем этапе обучения необходимо.