Учет факторов социокультурного многообразия и равных возможностей является одной из ключевых тем для обсуждения в высшем образовании стран Евросоюза. Несмотря на особое внимание, уделяемое данным вопросам в российских университетах, в отечественном высшем образовании остаются недостаточно изученными и практически реализованными возможности использования многообразного культурного и личностного потенциала студентов для создания особой среды, способствующей развитию талантов и запуску инновационных проектов. В данной статье изучаются инициативы и опыт Евросоюза по созданию в университетах среды, поддерживающей культурное многообразие и равные возможности всех студентов и преподавателей. Выявлены факторы и барьеры развития культурного многообразия в университетах Евросоюза, среди них интернационализация высшего образования, развитие академической мобильности студентов и преподавателей, стремление улучшить показатели университетов во внутренних и внешних рейтинговых оценках, наличие финансовой и административной поддержки. Изучение европейского опыта способствует переосмыслению российской практики высшего образования, что позволит в дальнейшем расширить возможности реализации потенциала как студентов, так и для преподавателей.
Diversity and inclusion are widely discussed in European Higher Education Area being one of the key concerns for the universities. While ensuring compliance with these issues at their HEIs, many countries like Russia are far beyond the EU in managing diversity and inclusion, thus demonstrating a lack of research and practice for opening full potential of diverse student population for developing a creative and innovative educational environment for prosperity of the community. The paper addresses the initiatives and experiences of the EU in forging a diverse and inclusive community at their HEIs to provide equal opportunities for students and academics. The author highlights factors and barriers to diversity and inclusion at EU universities including internationalization of higher education, academic mobility, performance indicators in internal and external rankings, financial and administrative support. The analysis of the EU experience contributes to the development of new initiatives in Russian higher education and opening full potential of students and academics.