Удовлетворённость сообщества учителей естественно-научного образования условиями работы в значительной степени влияет на эффективность обучения. Организационно-управленческие меры по улучшению условий труда учителей, в свою очередь, направлены на повышение эффективности системы обучения. Учитывая, что результаты обучения учащихся различаются у педагогов с одинаковыми показателями по опыту, квалификации и другим параметрам, можно предположить наличие связи между результатами обучения и существующими условиями работы учителей естественно-научного образования. Можно выделить систему условий труда, влияющих на эффективность образования и образовательных программ. В исследовании к учителям естественных наук отнесены учителя, преподающие физику, химию, биологию, анатомию, экологию и предметы, смежные с ними. Соответственно, целью статьи является анализ системы показателей, характеризующих условия работы учителей естественно-научного образования, и разработка на их основе организационно-управленческих мер по сопровождению труда учителей естественно-научного образования. Ведущими методами исследования при этом выступают сбор данных, полученных путем анкетного опроса учителей и других работников школ, анализ характеристик педагогического труда, моделирование и статистическая обработка результатов исследования. В результате проведенного в 2019-2020 годах исследования, в котором приняли участие 1146 работников общеобразовательных школ европейской части России, в т. ч. 310 учителей естественных наук, автором статьи установлено: наиболее значимыми причинами, определившими выбор профессии учителя естественных наук, являются возможности влиять на развитие детей и решать социальные проблемы; семинары, встречи с руководством, сотрудничество с другими молодыми учителями наиболее распространённые меры по адаптации в школе молодых учителей естественных наук; больше половины учителей школы, по мнению учителей естественных наук, развивают инновации, готовы к изменениям и осуществляют поддержку при внедрении инноваций; наибольшую степень присутствия стресса учителя отмечают у таких источников, как ответственность за достижения учеников, административная работа и подготовка к урокам.
Effectiveness of instruction in science education largely depends on whether the teachers are satisfied with their working conditions. Consequently, administrative measures aimed at improving working conditions for teachers will also improve the quality of science teaching. The students of teachers, who have the same experience, similar qualifications and some other characteristics, achieve different learning outcomes, thus it can be assumed that there is a association between the learning outcomes and the existing working conditions of teachers in science education. We can specify a set of working conditions that influence the effectiveness of science training and the quality of educational programs. In this study, science teachers are teachers of Physics, Chemistry, Biology, Anatomy, Ecology, and other related subjects. Accordingly, the article is aimed at analyzing the indicators of teacher working conditions in science education and developing a system of organizational and managerial measures to support the work of science teachers on the basis of these indicators. The research methods are data collection by means of a questionnaire survey of teachers and other school staff, analysis of the characteristics of science teaching, modeling and statistical analysis of the research data. The study was conducted in 2019-2020; 1,146 employees of secondary schools of European Russia were involved in the study, including 310 science teachers. The author of the article has arrived at the following conclusion: the most significant motives in choosing the profession of a science teacher are the possibility to influence the child development and to participate in solving social problems; participation in seminars and meetings with the education authorities and collaboration with other young teachers are the most common measures for professional adaptation of novice science teachers; more than half of the school teachers, according to science teachers, are ready for change and innovation and, and they provide support in the process of implementing innovations. The teachers report that the most common sources of stress are a feeling of responsibility for students' learning achievements, administrative work, and classroom preparation.