Эпидемия COVID‑19 в России серьезно повлияла на востребованность технологий онлайн обучения
в профессиональном образовании. Массовизация и коммерциализация образования становятся ключе-
выми драйверами внедрения инновационных интернет-технологий. Превращение преподавателя в опе-
ратора технологического интерфейса поднимает вопросы создания специализированных программных
"помощников", которые могли бы взять на себя отдельные функции, связанные с организацией обучения.
Разработки в этой области уже сейчас могут опираться на психолого-педагогические разработки в обла-
сти мультимодальности и невербальной коммуникации.
The COVID‑19 epidemic has affected the demand for online learning technologies in Russian vocational
education. The main drivers for the introduction of innovative Internet technologies are the massization and commercialization
of education. The teacher turns into a technological interface operator. This requires the creation of
specialized software "assistants" that could take on certain functions related to training. New technologies in the
field of online education can already rely on psychological and pedagogical studies of multimodality and non-verbal
communication.