Abstract:
В статье рассматриваются навыки самоорганизации, помогающие достигнуть успехов и высоких результатов в учебной деятельности. Приводится структура частных навыков самоорганизации в сфере учебного процесса через структуру обучения в вузе и базовую структуру навыков самоорганизации.
Раскрывается сущность основных
структурообразующих частных навыков
самоорганизации в учебном процессе. Выделены
следующие частные навыки самоорганизации в учебном процессе: анализ имеющихся знаний и
возможностей приобретения новых; постановка
и осознание учебных целей и задач; составление
четкого плана с расстановкой приоритетов,
ключевых моментов и сроков реализации;
реализация плана по изучению нового учебного
материала, согласно плану с использованием
разных источников информации и практическим
применением изученного (мотивация, логика,
концентрация внимания, когнитивная гибкость,
ответственность), умение размышлять, оценивать
и вносить коррективы в процессе самообучения,
находить и исправлять допущенные ошибки,
реализовывать задуманный план до достижения
образовательной цели, видеть направление
дальнейшего развития. Следует оговорить,
что способность к самоорганизации зависит не
только от имеющихся навыков, но и от личных
характеристик индивида, которыми можно
овладеть.