Аннотации:
В статье рассматривается "живая жизнь" как феномен и понятие философии жизни. Анализ проводится на материале творчества и отчасти биографии Л. Н. Толстого. Исследование воспроизводит продуктивность применения к данному материалу принципа "энергии заблуждения" В. Б. Шкловского. Авторы приходят к выводу, что живая жизнь в толстовской версии предполагает слияние и размыкание двух жизненных потоков: жизни, в которой человек действует, как будто он бессмертен, и жизни, которая сама подхватывает и увлекает за собой такого отчаянно любящего ее человека. Мотив живой жизни как важнейшая компонента его мировоззрения позволяет Толстому-художнику говорить от имени всеобщего, создавать искусство, которое манит к продолжению жизни и в которое полагает себя истина бытия.