В статье рассматривается гегельянское понятие государства и его критика Дьёрдем Лукачем в работе "Молодой Гегель". С концептуальной точки зрения государство у Гегеля - высшая форма объективного духа, внутри которой возникают другие формы: право, мораль, законы, а также высшие формы абсолютного духа: искусство, религия и философия. Государство у Гегеля обладает самосознанием, является конкретным соединением абстрактных принципов свободы и субъективности, представляет собою нравственность, является условием свободы для своих граждан.
Критика Лукача сталкивает идеал "непозитивного" (не тотального) государства раннего Гегеля и тотальность государства - выражения абсолютного духа - у "позднего" Гегеля. Лукач указывает на мистификацию государства под влиянием понятия "хитрости разума". Гегельянское государство, по словам венгерского марксиста, поставлено как бы вне внутренних противоречий, всегда следует логике реализации свободы духа, обладает своего рода моральным мандатом.
The article deals with the Hegelian concept of the state and its critique in Lukács' "The Young Hegel". According to Hegel, the state is the highest form of the objective spirit, wherein other forms of the spirit appear - such as law, morals, jurisprudence, as well as the highest forms of the absolute spirit - art, religion and philosophy. Hegelian state possesses self-awareness. It is the concrete synthesis of freedom as an abstract principle and subjectivity. The state is a condition for morality and freedom for its citizens.
Lukács' critique tries to juxtapose early Hegelian ideal of "nonpositive" (i.e., non-overwhelming) state, and late Hegel's model of the total state as an expression of the absolute spirit. Hegelian state, according to the Hungarian Marxist, exists as if outside internal contradictions. It always follows the logic of dialectical realization of the spirit, and thus, in a word, commands a "moral mandate".