Аннотации:
В статье рассматривается проблема развития психических состояний детей-сирот, воспитывающихся в институциализированных учреждениях. Цель статьи - изучение специфики протекания психических состояний у подростков, находящихся в условиях семейной депривации. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что опыт психических состояний значим в процессе адаптации и социализации детей, для развития навыков общения и взаимодействия в обществе, для личностного развития и формирования эмоционально-волевой сферы. В связи с этим, данная статья направлена на выявление содержания субъективного опыта психических состояний радость, грусть. Ведущим методом в исследовании данной проблемы явился метод контент-анализа самоотчетов испытуемых. Были исследованы подростки, воспитывающиеся в детских домах. Исследование проходило в два этапа (описание психических состояний в прошлом, затем в будущем). В статье выявлено содержание опыта психических состояний радость, грусть, в которое входят проявления психического (экспрессия, эмоциональные процессы, поведенческие проявления, ценностно-смысловая сфера), а также внешние факторы (события, ситуации, поступки значимых взрослых). Показано, что опыт отличается бедностью и малым охватом используемых характеристик психических состояний, скупостью содержания.