Цель статьи заключается в разработке универсальных критериев оценки эффективности процесса обучения иностранному языку, которые могут быть использованы для сравнительного анализа различных инновационных средств и форм обучения. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является опрос группы экспертов и анализ существующих работ по данной тематике. Также в статье приводятся результаты проведенного сравнительного анализа с помощью данных критериев трех форм обучения: обучение с присутствием учителя, дистанционное обучение и обучение с помощью робота-учителя. В результате исследования были разработаны универсальные критерии оценки эффективности процесса обучения иностранному языку, каждый из которых был снабжен весовым коэффициентом, что позволило корректно обработать результаты сравнительного анализа различных инновационных форм обучения. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей иностранных языков и образовательных организаций.
The purpose of the article is to develop universal criteria for evaluating the effectiveness of the process of learning a foreign language, which can be used for a comparative analysis of various innovative means and forms of education. The leading approach to the study of this problem is a survey of an expert group and an analysis of existing works on this topic. The article also presents the results of a comparative analysis using these criteria of three forms of education: training with the presence of a teacher, distance learning and training with the help of a robot teacher. As a result of the study, universal criteria were developed for evaluating the effectiveness of the process of learning a foreign language, each of which was provided with a weighting factor, which made it possible to correctly process the results of a comparative analysis of various innovative forms of education. Article materials can be useful for teachers of foreign languages and educational organizations.