Аннотации:
В статье проводится исследование трансформаций избирательного законодательства, касающегося выдвижения и регистрации кандидатов на пост Президента РФ. Основной задачей является проанализировать, ска-зывается ли изменение условий для выдвижения кандидатов в президенты на реализацию гражданами пассивного избирательного права, а также приводит ли увеличение количества кандидатов к повышению электоральной активности населения. В качестве объекта исследования были выбраны все президентские кампании за период с 1991 по 2018 годы, проходившие в России. Уровень демократизации в статье выражается через условие сбора подписей для регистрации потенциальных кандидатов на президентский пост, а электоральная активность измеряется процентом избирательной явки. В идеальном случае рост уровня демократизации выборов должен приводить к политическому плюрализму, что, в свою очередь, способствует большей заинтересованности электората к выборам. Однако исследование показало, что даже в ситуации альтернативы из множества кандидатур, российские граждане всё равно не проявляют повышенного интереса к избирательному процессу. Такая тенденция является неоднозначной и говорит о внутренних проблемах избирательных кампаний, выражающихся, главным образом, в отсутствии реальной альтернативы действующей власти.