Аннотации:
Кризисное состояние образования, связанное с быстро меняющимся обществом, предъявляет высокие требования к педагогическому мировоззрению современного учителя. Ценностно-смысловая основа отечественного педагогического мировоззрения имеет под собой проверенные временем профессиональные и личностные ориентиры, которые, благодаря историко-педагогическим традициям, связывают воедино прошлое, настоящее и будущее. В статье рассматриваются представления об идеальном учителе, которые были выработаны в деятельности Санкт-Петербургского Родительского кружка (1884 - 1918) - общественно-педагогического объединения, оказавшего огромное влияние на теорию и практику отечественной педагогики. Показано, что многие из характеристик идеального учителя, сформированные участниками кружка в конце XIX века, продолжают определять идеи об идеальном учителе и в современном педагогическом сообществе. Историческая реконструкция представлений об идеальном учителе, ставшая целью данной статьи, тем самым оказывается актуальной для cохранения идентичности российской педагогической мысли и практики, для воспроизводства и развития ее педагогической культуры, сохранения ее ценностно-смыслового единства.