Аннотации:
Наблюдения за речью детей демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии еще в дошкольном возрасте. Важно отметить, что детская речевая агрессия переместилась и в сеть Интернет, в социальные сети. Например, группы ВКонтакте с названием "Подслушано" в различных вариациях предполагают свободу мнения, поскольку опубликованные тексты (посты) анонимны, а значит, снимают внутреннюю ответственность автора за высказанную мысль. Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорбления и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно - в жалобах, клевете. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребёнком ругательств - далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых. Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребёнка. Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее изучение речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.