Abstract:
Для современной политики государства в области воспитания обучающихся опорной идеей является "стратегия системных изменений", что требует не столько совершенствования отдельных направлений деятельности педагогических работников, сколько способности к системности и инновационности мышления.
Методологическое основание для развития системы воспитания определили два междисциплинарных подхода: системный и ресурсный.
Перевод систем воспитания в режим развития - достаточно сложная педагогическая и управленческая задача, поскольку на практике каждая из систем склонна к стабильности, воспроизведению, цикличности. Обучение учителей технологии педагогического проектирования способствует созданию инновационных ресурсов для устойчивого развития системы воспитания школьников.
Авторская технология ресурсообразования - ведущий метод исследования, предполагает следующий алгоритм действий: мониторинг воспитательного потенциала; образование новых смыслов воспитания; моделирование изменений; педагогическое проектирование; опережающее создание условий для реализации проекта; формирование профессиональных и организационных компетенций субъектов деятельности; реализация проекта и закрепление созданного ресурса как реального актива.
Результаты исследования убеждают в том, что система воспитания общеобразовательной организации переходит в режим развития, если созданы следующие условия:
- совершенствуется инфраструктура инновационной деятельности школы (методические объединения, службы, профессиональные сообщества, инновационные площадки по вопросам воспитания);
- педагоги осваивают технологию инновационного педагогического проектирования, участвуют в профессиональных конкурсах проектов;
- осуществляется процесс проектно-ресурсного управления в целях развития системы воспитания;
- мониторинг результативности и развития систем воспитания осуществляется регулярно в "предупреждающем" и плановом режиме.
Практическая значимость заключается в том, что предложенная технологии ресурсообразования и педагогического проектирования будут содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов и руководителей в сфере развития систем воспитания школы и класса