Аннотации:
Статья отражает одну из центральных тенденций современной эпистемологии – выявление человеческого измерения научного познания. В классической эпистемологии наука выступала как сугубо рациональное предприятие и “идеальным” учёным признавался холодный, бесстрастный исследователь. Выходя за рамки этих традиционных представлений, автор показывает, что чувственные состояния и эмоциональные реакции являются интегральной частью научно-познавательной деятельности как в плане инициирования и поддержания исследовательского поиска, так и с точки зрения обоснования его результатов. Особое внимание уделяется тому факту, что использование в научном познании языка образов, метафор может отражать не только индивидуальные, личностные черты субъекта познания (его творческое воображение, интуицию), но и специфику его эволюционной, социальной истории. В статье, таким образом, демонстрируется глубокая укоренённость научно-познавательной деятельности в бытии и сознании её творца – человека.