Abstract:
В статье анализируется понятие родовой сущности в его связи с концептом глобальной цивилизации. Авторы различают две формы модерной идеологии: марксистскую и либерально-капиталистическую – и сосредоточиваются на рассмотрении понятия родовой сущности человека как основы универсалистских притязаний марксистской идеологии. Представлена попытка трактовки проблемы рационального обоснования единой человеческой общности в контексте философии Канта и гуманистической философии Возрождения. Высказывается предположение о том, что причины кризиса универсалистской идеологии модерна кроются в утопизме просвещенческого взгляда на природу человека, основанного на рационалистической редукции. По мысли авторов, игнорирование специфически культурного, локального, исторического, пренебрежение содержательными культурными особенностями в угоду абстрактным представлениям о человеке и обществе является основной причиной кризиса модерной идеологии как в марксистском, так и в либерально-капиталистическом вариантах.