Аннотации:
В статье обращается внимание на то, что существенный «сдвиг вверх» уровня профессионального образования привел к прогрессивному изменению численности занятых в экономике по уровню образования. Определены факторы, которые привели к сложностям в профессиональной ориентации и трудоустройстве выпускников.
Отмечается перспектива приближения структуры и объема подготовки кадров в системе высшего и послевузовского профессионального образования к структуре научно-промышленных комплексов и социальной сферы на примере Нижегородской области. Уделено особое внимание тому, что резкое увеличение доли наукоемких технологий в производстве изделий и материалов, объективное понижение качества подготовки специалистов в 1990-е годы, а также значительная инерционность системы подготовки специалистов привели к росту заинтересованности самих предприятий в непосредственном участии в подготовке специалистов нужного профиля и влияния на качество их подготовки в развитии новой инновационной формы их взаимодействия с вузами. Рассматривается информационная модель взаимодействия вузов с предприятиями и организациями; организация временной занятости студентов; организация стажировок студентов.