Abstract:
В статье представлен анализ вариантов преломления сказочного компонента в философской сказке Ф. Искандера “Кролики и удавы” и в романе-сказке А. Кима “Белка”. В сюжетных конструкциях данных произведений этот компонент выступает как механизм трансляции “памяти жанра”. Результатом исследования, подтверждающим его актуальность, стало выявление в обоих произведениях экзистенциальной проблематики и осмысление способов её раскрытия в структурно-семантическом аспекте: у Ф. Искандера сказочный код реализуется через “полюсный” мир, структурируемый бинарными оппозициями, которые определяют и социальный, и экзистенциальный планы произведения, а у А. Кима использование сказочной модели способствует оформлению полифонического нарратива и позволяет перевести бытовой план сюжетно-событийного ряда произведения в знаковую событийную реальность.