Аннотации:
В статье рассматриваются особенности формирования концепции конституционной идентичности в странах Вы-
шеградской группы и России. Обосновывается тезис о том, что генезис идентичности в этих странах был связан
преимущественно с внешними причинами. Разработка доктрины была направлена на то, чтобы смягчить после-
довательную программу интеграции правового пространства Европейского Союза, стабилизируя политические
системы государств-членов в условиях меняющейся правовой реальности. В связи с этим были выявлены до-
полнительные аргументы в пользу приоритета национальной конституции и отказа от безусловного превосход-
ства права ЕС. Проведён анализ факторов, оказавших значительное влияние на формирование доктрин консти-
туционной идентичности в странах Вышеградской группы. В статье утверждается, что, несмотря на различия
в формулировках, конституционные суды стран Вышеградской группы применяют схожие подходы к определе-
нию и выявлению конституционной идентичности. Отличительной чертой судебных доктрин рассмотренных
стран является их защитная направленность, акцент на верховенстве национальных конституций и суверенитете,
а также особый подход к пониманию содержания источников конституционной идентичности. Реализация "внут-
ренней" функции конституционной идентичности либо слабо акцентирована (Чехия и Словакия), либо вовсе
отсутствует (Польша, Венгрия, Россия). В этой части у всех рассматриваемых стран имеется значительный потен-
циал для развития доктрины. Все указанные страны объединяет твёрдая позиция по признанию абсолютного
примата национальных конституций. Соответственно, издание правовых актов или принятие решений, противо-
речащих конституции, является недопустимым. Передача суверенных полномочий по пересмотру и изменению
любых положений конституции категорически исключается. В отсутствие конструктивного диалога на основе со-
трудничества юрисдикций эти государства готовы к диалогу только при условии учёта их культурно-исторической
специфики и национальной идентичности. Кроме того, в статье обосновывается вывод о том, что изучение опыта
стран Вышеградской группы может быть полезным для России. Он позволяет выявить общие черты, свойствен-
ные конституционным идентичностям этих государств.