dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Артемьева Татьяна Васильевна |
|
dc.date.accessioned |
2025-09-05T06:23:00Z |
|
dc.date.available |
2025-09-05T06:23:00Z |
|
dc.date.issued |
2025 |
|
dc.identifier.citation |
Артемьева, Т.В. Использование юмора в регуляции субъективного переживания опасности младшими школьниками. // Психологическая наука и образование. - 2025. - № 30(4). - С. 96-107. - https://doi.org/10.17759/pse.2025300407. |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/185384 |
|
dc.description.abstract |
Контекст и актуальность. Комическое есть предмет межпредметных исследований, привнесший в психологию идею комического как единства когнитивных и регулятивных характеристик, позволяющих субъекту воспринимать и понимать противоречия в ситуации социального взаимодействия. Цель. Выявить особенности регуляции субъективного переживания опасности младшими школьниками в ситуации нарушения культурной нормы посредством комического. Гипотеза. Становление комического в онтогенезе позволяет судить об успешности овладевания ребенком младшего школьного возраста своей собственной психической деятельностью. Методы и материалы. Выборку составили 223 школьника в возрасте 7-11 лет (M = 9,01, SD = 0,93): 112 мальчиков и 111 девочек. В исследовании были использованы: контент-анализ забавных историй младших школьников, а также диагностический инструментарий по оценке комического у младших школьников "Иногда так случается" (Свидетельство о государственной регистрации № 2025611158 Российской Федерации). Результаты. Выявлено, что количество выделяемых младшими школьниками правил социального взаимодействия, способность составить комичные варианты развертывания событий в ситуации нарушения культурной нормы зависят от степени регламентированности деятельности: в менее регламентированной деятельности показатели выше. Выводы. Младшие школьники при составлении комичных историй и выборе комичных вариантов развертывания событий оценивали степень опасности нарушения культурной нормы. Осознание, что нарушение нормы может привести к травме, наказанию со стороны взрослого, не позволяло воспринимать ситуацию как комичную. Следование норме в представлении ребенка гарантировало ему определенную безопасность в ситуации нарушения культурной нормы в комическом. |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Психологическая наука и образование. |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
комическое |
|
dc.subject |
юмор |
|
dc.subject |
регулятивная функция |
|
dc.subject |
регуляция |
|
dc.subject |
саморегуляция |
|
dc.subject |
переживание |
|
dc.subject |
опасность |
|
dc.subject |
безопасность |
|
dc.subject |
культурные нормы |
|
dc.subject |
правила поведения |
|
dc.subject |
младший школьник |
|
dc.title |
Использование юмора в регуляции субъективно-
го переживания опасности младшими школьниками. |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
96-107 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
4 |
|
dc.relation.ispartofseries-volume |
30 |
|
dc.pub-id |
316569 |
|
dc.identifier.doi |
10.17759/pse.2025300407 |
|