Abstract:
В статье дан анализ антирелигиозного и интернационального воспитания в татарских
школах начала 1930-х годов как ключевого элемента советской образовательной политики, направленной
на формирование социалистического сознания. В условиях Татарской АССР, где ислам играл значительную роль, реализация этих задач сталкивалась с серьезными трудностями: несмотря на ликвидацию религиозных учебных заведений и внедрение атеистических программ, религиозные традиции сохраняли влияние на школьников и их семьи. Антирелигиозное воспитание, включавшее пересмотр учебных программ и
создание кружков, затруднялось недостатком квалифицированных педагогов и сопротивлением населения.
В свою очередь, работа по интернациональному воспитанию осложнялась сохраняющимися культурными
барьерами и предубеждениями среди различных этнических групп. Исследование показало, что, несмотря
на все усилия, полностью искоренить религиозные и национальные предрассудки не удалось, что подчеркивает сложность трансформации сознания в традиционном обществе. Опыт 1930-х годов остается
актуальным для понимания проблем модернизации и культурных противоречий, демонстрируя важность
системного подхода, сочетающего идеологические задачи с учетом региональной специфики.