Abstract:
В статье конструирование социальных практик в цифровой среде исследуется в контексте как классических теорий медиавлияния, так и современных воззрений на механизмы формирования смыслов и выстраивания интеракций в виртуальных сообществах. Автор обобщает теоретико-методологические наработки по моделированию процесса взаимодействия пользователей в социальных сетях, в том числе обращаясь к математическому моделированию и к аналогии с физическими теориями. Рассматривается влияние цифровых агентов социализации (как отдельных подписчиков, так и в целом цифровых контекстов) на формирование общих интересов у участников виртуальной группы. Автор обращается к эмпирическому исследованию открытых виртуальных молодежных сообществ социальной сети ВКонтакте, которое позволяет выявить пересечения между участниками по общим группам подписок. Проводится анализ влияния формальной или неформальной инициативы создания группы и оффлайн-взаимодействия участников на характер интеракции внутри сообщества. Ставится вопрос о разработке качественной методологии исследования механизмов цифровой кооперации в процессе социализации молодежи.