Обосновано, что воспитательная тактика А.С. Макаренко остается востребованной в современных условиях новых вызовов и угроз безопасности образовательной среды. На результатах эмпирического исследования показано, что агрессивным способам взаимодействия в образовательной среде способствует дефицит воспитательной и превентивной работы педагогов и психологической службы образовательной организации. Отмечается, что в основе успешной профилактики социальных отклонений у А.С. Макаренко находились трудовая деятельность и исключение доминирующего положения отдельных воспитанников. Показано, что организованное А.С. Макаренко наставничество, сотрудничество, взаимная поддержка в разновозрастном коллективе успешно нейтрализовали риски установления властных отношений и так называемой "дедовщины", агрессивных способов взаимодействия в сообществе. На основе воспитательной тактики А.С. Макаренко определен социально-педагогический ресурс превентивной работы образовательных организаций в современных условиях.
It is proved that educational tactics of A.S. Makarenko remains in demand in modern conditions of new challenges and threats to the safety of the educational environment. Based on the results of an empirical study, it is shown that the lack of educational and preventive work of teachers and the psychological service of an educational organization contributes to aggressive ways of interaction in an educational environment. It is noted that the basis for the successful prevention of social deviations in A.S. Makarenko was labor activity and the exclusion of the dominant position of individual pupils. It is shown that mentoring, cooperation, and mutual support organized by A.S. Makarenko in a team of different ages successfully neutralized the risks of establishing power relations and so-called "hazing", aggressive ways of interacting in the community. Based on the educational tactics of A.S. Makarenko, the socio-pedagogical resource of preventive work of educational organizations in modern conditions is determined.