Аннотации:
В статье рассматриваются вопросы изучения влияния билингвизма на коммуникативное и личностное развитие в юношеском возрасте, выявляются наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, и предлагается технология развития двуязычной коммуникативной компетентности. Исследование проводилось на базе Казанского педагогического колледжа, среди студентов трех факультетов, в количестве 100 человек. В диагностических целях были применены следующие методики: коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2); методика "Направленность личности в общении" (НЛО - А) (С.Л. Братченко); психографологический анализ характеристик письменной речи; опросник когнитивной и аффективной эмпатии; шкала толерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера. Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики (Критерий Колмогорова-Смирнова, U-критерий Манна-Уитни). Эмпирическим путем выявлены особенности развития речемыслительной деятельности и коммуникативной компетентности студентов (монолингвов, владеющих родным русским языком и билингвов, владеющих двумя языками с раннего детства в результате языкового общения в двуязычной среде). Установлено, что формирование сбалансированного билингвизма определяется спецификой социокультурных условий. Выявлено, что билингвы характеризуются высокими коммуникативными и организаторскими склонностями, нестандартным подходом к обработке информации разных уровней, альтероцентрической направленностью личности в общении. Монолингвы обладают большим лексическим запасом и высоким уровнем продуктивности речевой деятельности, характеризуются авторитарной направленностью, ориентацией на доминирующее поведение в процессе общения, стремлением к подавлению личности собеседника, склонны к коммуникативной агрессии и эгоцентризму.