Рассматривается феномен внутреннего диалога (ВД) как инструмента совладания с негативными эмоциональными состояниями, связанными с недооценкой себя, завышенными требованиями к себе, чрезмерной ориентацией на оценки других. Анализируются критерии конструктивности ВД самоподдержки, предлагаемые в рамках разных психотерапевтических направлений. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на выявление спонтанного ВД в устной речи респондентов в ходе ответов на вопросы интервью. С помощью контент-анализа были выявлены защитные и конструктивные ВД самоубеждения, направленные на совладание с внутренним конфликтом и негативными эмоциями, проанализированы их формальные и содержательные особенности, рассмотрены основные типы конструктивных позиций
The phenomenon of internal dialogue (ID) as a tool for coping with negative emotional states that occur due to underestimation of one-self excessive demands on oneself, orientation on the assessments of others, is considered. The criteria for the constructive self-supportive ID, offered within the framework of different psychotherapeutic areas, are analyzed. The results of an empirical study aimed at identifying ID in the oral speech of respondents in the course of answering interview questions are presented. Defensive and constructive dialogues, aimed at coping with internal conflict and negative emotions, were identified with the help of content analysis. Their formal and substantive features were analyzed; the main types of constructive positions were considered.