Проблема исследования. Мотивация - один из основополагающих критериев педагогической деятельности. Проблемами исследования профессиональной деятельности педагогов занимались многие отечественные ученые - И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.А. Реан, В.А. Сластенин и др. Существуют определенная специфика и особенности мотивации профессионального труда педагогов, осуществляющих свою деятельность в городских и сельских школах. В настоящее время пристального внимания заслуживают комплексное изучение и анализ особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов, работающих в городских и сельских общеобразовательных учреждениях. Школа, находящаяся в городе, имеет серьезные отличия от сельской школы. Эти отличия наблюдаются по ряду признаков и факторов, которые оказывают влияние на мотивацию профессиональной деятельности педагогов. Современная школа, находящаяся в сельской местности, представляет собой один из факторов развития поселка или деревни. В ней наблюдается целый ряд проблем. Одной из таких проблем является нехватка педагогов. Целью исследования является изучение особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов сельских и городских школ. Методы исследования: тестирование, в частности, были отобраны следующие методики: методика В.А. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реана, направленная на изучение факторов привлекательности профессии; методика К. Замфир в модификации А.А. Реана, позволяющая изучить мотивацию профессиональной деятельности; методика Т.Л. Бадоева, диагностирующая структуру мотивов трудовой деятельности; методика Т.Н. Сильченковой, позволяющая выявить мотивы выбора педагогической профессии. Для проверки гипотезы исследования использованы методы математической статистики (непараметрический критерий для независимых выборок U Манна - Уитни и критерий углового преобразования 'фи' Фишера). В исследовании приняли участие 35 учителей, осуществляющих педагогическую дельность в сельских школах, и 35 учителей, работающих в городских школах. Выводы и рекомендации. Исследование позволило выявить как общие, так и различные факторы привлекательности профессии, значимые мотивы профессиональной деятельности, факторы, влияющие на удовлетворенность трудом и мотивы выбора педагогической профессии у педагогов городских и сельских школ. Полученные в ходе исследования факты могут быть использованы для выстраивания оптимизирующей работы, направленной на повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов как городских, так и сельских школ. Возможно использование результатов исследования на курсах повышения квалификации педагогических кадров и администрации образовательных учреждений.
Research problem. One of the most important components of pedagogical activity is its motivation. Many domestic scientists dealt with the issues of studying the professional activities of teachers - I.A. Zimnyaya, E.P. Ilyin, A.A. Rean, V.A. Slastenin, etc. There is a certain specificity and peculiarities of the motivation of the professional activity of teachers in urban and rural schools. At present, an integrated approach is required to study and analyze the peculiarities of the motivation of the professional activity of teachers in urban and rural schools. An urban school differs from a rural school in a number of features and factors that influence the motivation of teachers' professional activities. The modern rural school is one of the factors in the development of a village or town. Currently, there is a shortage of teachers in rural schools. The state motivates teachers to work in small rural schools (programs and a strategy for developing the scientific and professional potential of teachers in rural schools are being developed, the necessary conditions are being created for the professional development of teachers, etc.). The purpose of the study is to study the features of the motivation of the professional activity of teachers in urban and rural schools. Research methods: testing: the method of "Studying the factors of the attractiveness of the profession" (V.A. Yadov, modified by N.V. Kuzmina, A.A. Rean); methodology "Studying the motivation of professional activity" (K. Zamfir, modified by A.A. Rean); methodology "Diagnostics of the structure of motives of labor activity" (T.L. Badoev); methodology "Motives for choosing a teaching profession" (T.N. Silchenkova). To test the research hypothesis, methods of mathematical statistics were used (nonparametric Mann - Whitney U-test and Fisher's test). The sample consisted of 70 respondents. Of these, 35 people are rural teachers, 35 people are city teachers. Conclusions and recommendations. It was revealed that there are both general and different factors of the attractiveness of the profession, significant motives for professional activity, factors influencing job satisfaction and motives for choosing a teaching profession among teachers in urban and rural schools. The results obtained in the course of the study can be used to build optimizing work aimed at increasing the motivation of the professional activities of teachers in both urban and rural schools. It is possible to use the results of the study in advanced training courses for teaching staff and the administration of educational institutions.