В данной статье представлен обзор проблемы значимости психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативных функций у детей дошкольного возраста при прогнозировании. Обозначена актуальность исследования коммуникативных функций прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и описаны результаты сравнительного и корреляционного анализа данных между выборками с нормативным развитием речи и нарушениями речи. Описаны трудности и особенности процесса прогнозирования, психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативных функций. Также были выявлены особенности поведения детей и их личностные характеристики, затрудняющие нормативное развитие коммуникативных функций прогнозирования: неконтактность, повышенная тревожность, расторможенность, гиперактивность и способность адаптироваться к конкретным условиям. На основе полученных результатов разработан коррекционно-развивающий проект для развития коммуникативных функций прогнозирования у дошкольников с нарушениями речи, который включает в себя задания, направленные не только на развитие прогнозирования, но также и на другие аспекты развития детей. Развитие одних и преодоление других является ключом к успешной социальной адаптации дошкольников с нарушением речи. Полученная в ходе исследования информация может быть использована в будущем для улучшения методов обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
The article provides an overview of the importance of psychological and pedagogical support in the development of communication functions in children in the process of forecasting. The relevance of studying communication forecasting abilities in preschool children with speech disorders is indicated, as well as the results of a comparative analysis of data between samples with normal speech development and speech disorders are described. The difficulties and features of the forecasting process are described, as well as psychological and pedagogical aspects of the formation of communication forecasting functions. In addition, the peculiarities of children's behavior and their personal characteristics that hinder the normative development of communication forecasting abilities were identified: non-contact, increased anxiety, disinhibition, hyperactivity and the ability to adapt to specific conditions. Based on the results obtained, a correctional and developmental project for the development of communication prediction abilities in preschoolers with speech disorders was developed, which includes tasks aimed not only at the development of prediction, but also at other aspects of child development. The development of one and the overcoming of others is the key to the successful social adaptation of preschoolers with speech disorders. Obtained during the study information can be used in the future to improve methods of teaching and educating children with speech impairments.