В последнее десятилетие стала стремительно происходить цифровая трансформация учебного процесса, в первую очередь через создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Начиная с 2015 г. в России МООК создаются и используются для обучения студентов в высшей школе. Однако не все преподаватели вузов были готовы к разработке таких курсов, о чем свидетельствуют выявленные проблемы как технического, так и коммуникативного характера. Как решить эти проблемы? В нашей стране еще до пандемии в 2016 г. был принят приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", в рамках которого ряд вузов разработал специальные обучающие программы для преподавателей по созданию полноценных онлайн-курсов. В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова таких программ было четыре, и они охватывали разные аспекты онлайн-обучения: знакомство с МООК, работу в программе Moodle, педагогические особенности онлайн-обучения и основы видеопроизводства. На курсе "Педагогическое обеспечение онлайн-обучения" за два года, с 2018 по 2019 г., прошли обучение 252 человека. Но смогли ли они создать свои курсы после этого? С какими проблемами они столкнулись? Какие рекомендации другим могут дать преподаватели, создавшие свои онлайн-курсы? Исходя из вышеуказанного, целью нашего исследования является: выявление проблем, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы при создании онлайн-курсов, их анализ и обобщение рекомендаций по решению данных проблем. Методы исследования: нами использовано анонимное анкетирование в Google Формах преподавателей вузов через три года после прохождения ими программы повышения квалификации "Педагогическое обеспечение онлайн-обучения" (36 ч в онлайн-формате) в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в октябре - ноябре 2022 г., в нем приняли участие 72 преподавателя из различных регионов России. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет заключить, что после прохождения специальных курсов повышения квалификации большая часть преподавателей вузов создала собственные онлайн-курсы. При этом преподаватели столкнулись с рядом трудностей, среди которых стоит отметить сложности записи видеолекций и определение структуры онлайн-курса. Основной рекомендацией для разработчиков онлайн-курсов служит терпеливое и творческое отношение к работе.
Digital transformation of an educational process has begun rapidly developed in the last decade, primarily through a creation of the massive open online courses (MOOCs). Since 2015, MOOCs have been done and used in Russia to teach students in the steps of the higher education. However, not all university' professors were ready to develop such courses, as evidenced by our identified problems, both technical and communicative. How may be solved these problems? The priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation" was adopted even before the pandemic, in 2016, in our country, within the framework of which a number of the universities developed special training programs for the teachers to create full-fledged online courses. There were four such programs at the Lomonosov Moscow State University, and they covered the different aspects of the online learning: an acquaintance with MOOCs, the work in the Moodle program, the pedagogical features of the online learning and the basics of a video production. 252 people were trained in the course "Pedagogical support of online learning" during two years from 2018 to 2019. But were they able to create their courses after that? What challenges did they face? What recommendations for others can teachers who have created the iron line courses give? In the view of the foregoing, the purpose of our study was to identify the problems faced by the higher education' step teachers when they were in the creating process of the online courses, to analyze problems and to summarize recommendations for the solving them. Research methods: we used an anonymous survey in Google forms of the university teachers three years after they completed the advanced training program "Pedagogical support of online learning" (36 hours in online format) at the Lomonosov Moscow State University. The study was conducted in October and November of the 2022 year and involved 72 teachers from the various regions of Russia. Conclusions and recommendations. The study allows us to conclude that after completing special advanced training courses, most university' teachers have created their own online courses. At the same time, teachers faced a number of the difficulties, including the difficulties of recording video lectures and determining the structure of an online course. The main recommendation for the online course developers is to keep the patient and the creative attitude to work.