Повышение качества российского образования является приоритетной задачей современной школы. Формирование и развитие естественнонаучной функциональной грамотности российского школьника надежно укрепит лидерские позиции в мониторинговых исследованиях качества общего образования на различных уровнях. Формирование умений научно объяснять явления, понимать особенности исследования и интерпретировать данные начинается в начальной школе на примерах учебного предмета "Окружающий мир". Развитие групп естественнонаучных умений происходит в основной школе. Каждый учитель-предметник предметной области "Естествознание" помнит об этом и конструирует урок, опираясь на полученные за предыдущие годы знания и умения школьников. Применение заданий контекстного характера способствует межпредметной интеграции в рамках определенной темы урока, пониманию единства окружающего мира. Ситуация, рассматриваемая в определенном контексте, выступает как инструмент развития естественнонаучной грамотности школьника. Задания проектируются по следующей схеме: реальная жизненная ситуация - описание ситуации - проблема - решение проблемы. Рассмотрим это на конкретном примере. В контексте темы "Связь науки и технологий" школьникам предлагается ситуация в проблемном ключе "Реконструкция дорог". Сама ситуация выводится в название задания. Таким образом, достигается понимание школьником того, о чем в данный момент времени пойдет речь на уроке. В небольшом мотивирующем тексте описывается ситуация. Излагается проблема и один из методов ее решения. Например: в стране, где увеличилось количество автомашин, начали реконструкцию одной из автомобильных трасс. Предполагаются четыре и более полосы шириной 3,75 м и обязательная разделительная полоса. Далее школьникам задаются вопросы. Каждый из вопросов направлен на оценку естественнонаучных умений школьника. Прочитайте текст "Реконструкция дорог", расположенный выше. Впишите ответы в соответствующие ячейки таблицы. Топографическая съемка является обязательным этапом исследования местности, где планируется расширение имеющейся дороги. Исследование состоит из трех этапов (перечисляются этапы). Далее приводится список предлагаемых действий (от А до Е), направленных на выполнение этапов исследования. Выберите для каждого этапа два соответствующих ему действия и укажите в следующей таблице буквы, которыми обозначены эти действия. Данный вопрос определяет, насколько у школьника сформировано умение интерпретировать данные, а именно анализировать этапы исследования и выбирать действия, соответствующие каждому из этих этапов. С топографической съемкой как методом исследования конкретной местности школьники знакомятся на уроке географии. Контекстное задание дает возможность применить знания для определения конкретных действий человека в ситуации, где данный метод является ключевым, повышая его познавательную активность в области естественных наук. Школьники, выполнившие диагностическую работу по определению уровня развития естественнонаучных компетенций, отметили, что задания такого рода повышают их мотивацию к изучению учебного материала и меняют их отношение к предмету. Результаты диагностической работы школьников могут быть использованы учителями естественнонаучных дисциплин в подготовке дидактических единиц урока.
Improving the quality of Russian education is a priority task of a modern school. The formation and development of natural science functional literacy of Russian schoolchildren will reliably strengthen their leadership positions in monitoring studies of the quality of general education at various levels. The formation of the skills to explain phenomena scientifically, to understand the peculiarities of research and to interpret data begins in elementary school using the examples of the educational subject "The world around us". The development of groups of natural science skills takes place in the primary school. Each subject teacher of the subject area "Natural Science" remembers this and constructs a lesson based on the knowledge and skills of schoolchildren acquired in previous years. The use of contextual tasks promotes interdisciplinary integration within a certain topic of the lesson, understanding the unity of the surrounding world. The situation, considered in a certain context, acts as a tool for the development of a student's natural science literacy. Tasks are designed according to the following scheme: real life situation - description of the situation - problem - solution of the problem. Let's look at a concrete example. In the context of the "Connection of science and technology", schoolchildren are offered a situation in the problematic key of "Reconstruction of roads". The situation itself is displayed in the name of the task. Thus, the student's understanding of what will be discussed at a given time of the lesson is achieved. A small motivating text describes the situation. The problem and one of the methods of its solution are presented. For example: in a country where the number of cars has increased, reconstruction of the highway has begun. Four or more lanes with a width of 3.75 m and a mandatory dividing strip are assumed. Next, students are asked questions. Each of the questions is aimed at assessing the student's natural science skills. Read the text "Reconstruction of roads" located above. Enter the answers in the appropriate cells of the table. Topographic survey is a mandatory stage of the study of the area where the expansion of the existing road is planned. The study consists of three stages (the stages are listed). The following is a list of proposed actions (from A to E) aimed at completing the stages of the study. Select two corresponding actions for each stage and indicate in the following table the letters that denote these actions. This question determines how much the student has the ability to interpret the data, namely, to analyze the stages of the study and make a choice of actions corresponding to each of the stages of the study. Students get acquainted with topographic surveying as a method of studying a specific area at a geography lesson. The contextual task makes it possible to apply knowledge to determine specific actions of a person in a situation where this method is key, increasing his cognitive activity in the field of natural sciences. The students who performed diagnostic work to determine the level of development of natural science competencies noted that tasks of this kind increase their motivation to study educational material and changed their attitude to the subject. The results of the diagnostic work of schoolchildren can be used by teachers of natural sciences in the preparation of didactic units of the lesson.