Проблема исследования. В XXI в. цифровизация рассматривается как новая тенденция мирового общественного развития [7, с. 46]. 20-30 лет назад знание компьютера на уровне повседневного использования считалось высшим уровнем грамотности, но по критериям цифрового века этого уже недостаточно для грамотного человека [1]. В наше время высоко ценится компетентный человек, у которого есть способность и умение анализировать, систематизировать, применять и обрабатывать информацию с помощью цифровых технологий в жизненной и профессиональной деятельности. В Узбекистане начиная с 2018 г. решается вопрос разработки национальной концепции цифровой экономики и реализации программы "Цифровой Узбекистан - 2030" [2, 3]. В концепции поставлены задачи по внедрению цифровых технологий и современных методов обучения в процессы высшего образования. Цифровая трансформация, стремительное внедрение цифровых технологий во всех сферах деятельности человека и общества также меняет подходы в методике преподавания узбекского языка и увеличивает потребность совершенствовании парадигмы обучения узбекского языка. Цель исследования - проанализировать опыт применения цифровых технологий в обучении узбекскому языку в высшей школе, спроектировать использование цифровых технологий языкового образования, проверить его в эксперименте, определить положительные и отрицательные эффекты цифровизации при обучении узбекскому языку. В данной статье рассматривается опыт Нукусского государственного педагогического института. Методы исследования: статья включает в себя сравнительный анализ отечественной и зарубежной научной литературы, дискурс-анализ, SWOT-анализ, анализ сайтов и платформ, изучение и анализ нормативных документов, регулирующих образовательный процесс в высшей школе; использовались такие методы, как педагогическое наблюдение за процессом внедрения цифровых технологий, беседа, интервью, анкетирование, педагогический опыт, обработка данных. В исследовании приняли участие 78 педагогов и более 350 студентов бакалавриата. Выводы и рекомендации. Изучение и анализ имеющегося опыта внедрения цифровых технологий в системы образования в мире позволяет оценить эффективность этого внедрения и улучшить систему образования в Узбекистане. Изучение и анализ имеющегося опыта внедрения цифровых технологий системы образования в мире позволяют оценить его эффективность и улучшить ее в Узбекистане. Успешная реализация цифровизации обучения узбекскому языку требует уточнения ряда организационно-педагогических условий. В педагогической литературе понятие "организационно-педагогические условия" часто связывают с аспектами управления педагогической деятельностью [4]. Успех обучения узбекскому языку зависит от формирования положительного отношения государства и общества к развитию языка и применению цифровых технологий в учебных, организационно-педагогических, дидактических условиях. Внедрение цифровых технологий - это не только использование в ходе занятия презентационных, видео- или аудиоматериалов, но и система цифровой трансформации учебников и других учебных материалов, онлайн-платформы и тому подобные возможности [5, 6]. Поэтому необходимо обратить внимание на четыре аспекта применения цифровых технологий в обучении узбекскому языку: изменения в сфере цифровых технологий в законодательстве Республики Узбекистан; состояние цифровизации высших учебных заведений; отношение студентов и преподавателей вузов к цифровым технологиям; методы и приемы, средства и организационные формы обучения. Результаты исследования могут служить моделью для разработки альтернативных программ по обучению узбекскому языку в системе подготовки бакалавров, магистров и докторантов в образовательном процессе, а также для проведения научных исследований.
Research problem. In the 21st century, digitalization is seen as a new trend in world social development [Khalin & Chernova, 2018]. 20-30 years ago, knowledge of a computer at the level of everyday use was considered the highest level of literacy, but according to the criteria of the digital age, this is no longer enough for a literate person [Incheon Declaration: Education 2030, 2015]. Nowadays, a competent person is highly valued, who has the ability and ability to analyze, systematize, apply and process information using digital technologies in life and professional activities. In Uzbekistan, starting from 2018, the issue of developing a national concept of the digital economy and implementing the program "Digital Uzbekistan - 2030" is being addressed [Message of the Oliy Majlis, 2018; PD-6079, 2020]. The concept sets the tasks for the introduction of digital technologies and modern teaching methods in the processes of higher education. Digital transformation, the rapid introduction of digital technologies in all spheres of human activity and society is also changing approaches to the methods of teaching the Uzbek language and increasing the need to improve the paradigm of teaching the Uzbek language. The purpose of the study is to analyze the experience of using digital technologies in teaching the Uzbek language in higher education, to design the use of digital technologies in language education, to test it in an experiment, to determine the positive and negative effects of digitalization in teaching the Uzbek language. This article discusses the experience of the Nukus State Pedagogical Institute. Research methods: the article includes a comparative analysis of domestic and foreign scientific literature, discourse analysis, SWOT analysis, analysis of sites and platforms, study and analysis of regulations governing the educational process in higher education; methods such as pedagogical observation of the process of introducing digital technologies, conversation, interviews, questionnaires, pedagogical experience, data processing were used. More than 350 undergraduate students and78 teachers participated in the study. Conclusion and recommendation. The study and analysis of the existing experience of introducing digital technologies in the education system in the world allows us to evaluate its effectiveness and improve it in Uzbekistan. Successful implementation of the digitalization of teaching the Uzbek language requires clarification of a number of organizational and pedagogical conditions. In the pedagogical literature, the concept of organizational and pedagogical conditions is often associated with aspects of the management of pedagogical activity [Galkina, 2009]. The success of teaching the Uzbek language depends on the formation of a positive attitude of the state and society towards the development of the language and the use of digital technologies in educational, organizational, pedagogical, didactic conditions. The introduction of digital technologies is not only the use of presentation, video or audio materials during the lesson, but also a system of digital transformation of textbooks and other educational materials, an online platform and similar opportunities [Sukhanova, 2021; Titova, 2017]. Therefore, it is necessary to pay attention to four aspects of the use of digital technologies in teaching the Uzbek language: changes in the field of digital technologies in the legislation of the Republic of Uzbekistan; the state of digitalization of higher educational institutions; the attitude of students and university professors to digital technologies; methods and techniques, means and organizational forms of training. The results of the study can serve as a model for the development of alternative programs for teaching the Uzbek language in the system of training bachelors, masters and doctoral students in the educational process, as well as for conducting scientific research.