В статье рассматривается проблема формирования функциональной читательской грамотности учащихся на уроках в условиях инклюзивного образования. Читательская грамотность является базовым и метапредметным умением. Развитие функционального чтения особенно актуально для детей с задержкой психического развития (ЗПР), характеризующихся снижением познавательной мотивации, недостаточным уровнем развития речи, замедленным темпом приема и переработки воспринимаемой информации. Цель исследования состояла в оценке использования учителями психолого-педагогических средств развития навыков функционального чтения в инклюзивных и коррекционных классах начальной школы (4 классы). Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовалось анкетирование (опросник и чек-лист). В исследовании приняли участие 175 учителей - 100 учителей, работающих в инклюзивных классах, и 75 учителей коррекционных школ Москвы и Подмосковья. Выводы и рекомендации. Данные анкетирования показали наличие трудностей в понимании учителями, что такое функциональная грамотность и как формировать функциональное чтение на уроках в начальной школе. Большинство учителей придерживаются традиционных приемов ведения урока, однако считают, что таким образом развивают функциональную грамотность. Анализ результатов исследования косвенно подтвердил, что учителей необходимо просвещать по данной теме и обучать приемам развития функционального чтения на уроках.
The article examines the problem of developing functional reading literacy of students in the classroom in the conditions of inclusive education. Reading literacy is a basic and meta-subject skill. The development of functional reading is especially important for children with mental retardation (MR), characterized by a decrease in cognitive motivation, an insufficient level of speech development, and a slow rate of reception and processing of perceived information. The purpose of the study was to evaluate teachers' use of psychological and pedagogical means for developing functional reading skills in inclusive and correctional classes of primary schools
(4th grades). Research methods. To achieve this goal, a questionnaire (questionnaire and checklist) was used. 175 teachers took part in the study - 100 teachers working in inclusive classes and 75 teachers from special schools in Moscow and the Moscow region. Conclusions and recommendations. The survey data showed the presence of difficulties in teachers' understanding of what functional literacy is and how to form functional reading in lessons in primary school. Most teachers adhere to traditional teaching methods, but believe that in this way they develop functional literacy. Analysis of the research results indirectly confirmed that teachers need to be educated on this topic and trained in techniques for developing functional reading in the classroom.