Классный руководитель в первые годы своей профессиональной деятельности сталкивается с рядом профессиональных проблем и дефицитов, таких как коммуникативные барьеры с педагогическим коллективом, с обучающимися и их родителями, сложности в организации воспитательных мероприятий и др. Такие проблемы могут быть решены в сотрудничестве с более опытным коллегой. Его помощь и советы помогут избежать практических ошибок в построении воспитательной работы в классе, а также в общении со всеми субъектами образовательного пространства. В данном случае на помощь приходит наставничество, которое позволяет существенно сократить риски при процессе входа молодого классного руководителя в профессию. Технология наставничества имеет ряд особенностей организации, а также условий, необходимых для эффективного функционирования. Существующие виды, модели и формы наставничества могут быть применены в практике работы с начинающим педагогом. Успешные практики классного руководителя лежат в основе описания критериев эффективности его деятельности.
Цель исследования: проанализировать роль наставничества в профессиональном становлении классного руководителя в историческом контексте, выделить приемы эффективного наставничества в деятельности современных классных руководителей.
Методы исследования. Использовались следующие методы исследования: системный анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный метод, теоретическое моделирование, опрос, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, методы статистической обработки результатов.
Выводы и рекомендации. В развитии института наставничества в истории отечественного образования можно выделить несколько этапов:
1) дореволюционный период (до 1917 г.);
2) советский период (1918-1990 гг.);
3) современный период (с 1991 г.).
В свою очередь, советский период неоднороден и содержит в себе следующие подпериоды:
1) поиск новых моделей наставничества в ранний советский период (1918-1930 гг.);
2) развитие производственного наставничества в период с 1931 по 1953 г.;
3) институционализация наставничества в поздний советский период (1953-1980 гг.);
4) кризис наставничества в поздний советский период (1981-1990 гг.).
Наставничество классных руководителей развивалось в логике деятельности пары учитель - учитель. Таким образом, можно говорить об общих условиях и закономерностях развития наставничества.
Изучение исторического опыта убеждает в том, что наставничество как универсальная технология обучения и передачи опыта на рабочем месте эффективно при соблюдении ряда условий, среди которых систематичность, активная деятельность субъектов, последовательность и т. д. Предложенные практики наставничества помогут осуществить более быстрый вход молодого педагога в профессию и закрепить его на рабочем месте.
The class teacher in the first years of his professional activity faces a number of professional problems and deficiencies, such as communication barriers with the teaching staff, with students and their parents, difficulties in organizing educational activities, etc. Such problems can be solved in management bodies with a more experienced colleague. His help assumes that errors in the construction of educational work in the classroom, as well as in communication with all areas of the educational space, are practically excluded. In most cases, mentoring comes to the rescue, which significantly reduces the risks of entering the profession of a young class teacher. Mentoring technology has a number of features, as well as taste qualities that are useful for beneficial properties. The existing types, models and forms of mentoring can be applied in the practice of working with a novice teacher. Successful experiences of the class teacher are revealed in the discovery of the effectiveness of their activities.
The purpose of the study: to assess the role of mentoring in the professional development of a class teacher in the field of assessment, a high assessment of the quality of mentoring in the activities of modern classroom sense organs.
Research methods. The following research methods were used: system analysis and synthesis, identification-comparative, theoretical modeling, survey, method of expert assessments, study and generalization of pedagogical experience, methods of statistical processing of results.
Conclusions and recommendations. In the institute of mentoring in the history of national education, several categories can be distinguished:
1) pre-revolutionary period (until 1917);
2) Soviet period (1918-1990);
3) modern period (since 1991).
In turn, the Soviet period is heterogeneous and contains possible sub-periods:
1) search for new models of mentorship in the early Soviet period (1918-1930);
2) the development of industrial mentoring in the period from 1931 to 1953;
3) institutionalization of mentoring in the late Soviet period (1953-1980);
4) mentoring crisis in the late Soviet period (1981-1990).
Mentoring classroom information technology in the logic of paired activities teacher - teacher. Thus, we can talk about the main conditions and observability of the development of mentoring.
The study of experience has developed in the fact that the operating time as a universal learning technology and the transfer of experience in the workplace is effective depending on specific conditions, including consistency, active activity of subjects, sequence, etc. The proposed mentoring experiences suggest a faster entry of a young teacher into the profession and securing him in the workplace.