В современных условиях все ускоряющейся трансформации образовательного процесса при возникновении новых форм обучения особенно актуальной становится проблема использования инновационных педагогических средств и инструментов, а также их сочетаний с уже имеющимися в многолетнем опыте преподавания технологиями для сохранения и повышения эффективности усвоения учебной информации студентами. При этом в ситуации глобальных вызовов и неопределенности наряду с общепрофессиональными особое значение приобретают универсальные компетенции выпускников, которые могут формироваться в процессе изучения, в том числе, непрофильных дисциплин, таких как "Психология". Согласно результатам более ранних исследований, эффективности усвоения информации способствуют мотивация студентов и понимание ими возможности применения полученных знаний на практике. Также установлено, что переживаемые в рамках учебного занятия эмоции влияют на качество обучения, успеваемость студентов и их психологическое благополучие. Данные аспекты могут быть обеспечены внедрением тренинговых упражнений в структуру лекций по психологии, что вызовет у студентов интерес и поможет им перейти на уровень практического применения усвоенного материала, преодолеть стереотипы, препятствующие взаимодействию с окружающими. В то же время при выполнении практических упражнений студенты получают возможность закрепить изученный материал, обобщить и применить полученные знания, что особенно важно, так как на сегодняшний день пути формирования у студентов теоретических и практических навыков зачастую рассматриваются как независимые направления. Особенно трудным такое совмещение выглядит в рамках потоковых лекций, где численность аудитории превышает 50 человек и что является основной формой работы в рамках дисциплины "Психология" для непрофильных направлений обучения. Актуальное состояние процесса передачи знаний об эмоциях определяет проблему исследования как противоречие между необходимостью применять знания на практике для большей эффективности усвоения и отсутствием такой возможности на потоковой лекции. Цель исследования состоит в оценке эффективности применения тренинговых упражнений в ходе потоковой лекции по психологии при разных форматах обучения (онлайн/очно). Методы исследования. Эффективность применения тренинговых упражнений определялась в процессе психолого-педагогического эксперимента на базе Санкт-Петербургского государственного университета, а также на основе психодиагностического исследования и специально разработанной системы педагогических заданий. Выборку составили 198 студентов первого курса (экономического, медицинского и стоматологического факультетов), распределенных на экспериментальные и контрольные группы в зависимости от выполнения определенных тренинговых упражнений, а также формы обучения (очно и онлайн). Результаты и выводы исследования позволяют утверждать, что применяемые в ходе потоковых лекций тренинговые упражнения были эффективны, потому как:
1) студенты отмечали появление эмоций при выполнении упражнений;
2) студенты, выполнявшие упражнения, вне зависимости от формата обучения более успешно справлялись с итоговыми заданиями, чем студенты, не выполнявшие
упражнения;
3) у студентов, посещавших занятия, наблюдались сдвиги в показателях личностных характеристик по изучаемой теме.
При этом студенты, выполнявшие тренинговые упражнения и обучающиеся в онлайн-формате, лучше справлялись с заданиями, направленными на контроль знания и понимания отдельных терминов изучаемой терминологической группы (р ( 0,001), лучше устанавливали связи между терминами и понимали структуру между ними (р ( 0,001), в целом более успешно выполнили тестовое задание (р ( 0,001) по сравнению со студентами, выполнявшими упражнения в очном формате. Полученные результаты планируется использовать для дальнейшей разработки лекционных занятий с отбором специальных тренинговых упражнений, которые возможно использовать в условиях потоковых лекций, для повышения заинтере
In modern conditions of the ever-accelerating transformation of the educational process with the emergence of new forms of education, the problem of using innovative pedagogical means and tools, as well as their combinations with technologies already available in many years of teaching experience to preserve and improve the efficiency of educational information acquisition by students, becomes especially relevant. At the same time, in a situation of global challenges and uncertainty, along with general professional competencies, the universal competencies of graduates, which can be formed in the process of studying, including non-core disciplines such as "Psychology", are particularly important. According to the results of earlier studies, the efficiency of educational information acquisition contributes to the students' motivation, understanding the possibility of applying the acquired knowledge in practice. It has also been established that emotions experienced during a learning session affect the quality of learning, students' performance and their psychological well-being. These aspects can be provided with integration of training exercises in the structure of a lecture on psychology, which will arouse students' interest and help them move to the level of the practical application of the learned material, overcome stereotypes that prevent interaction with others. At the same time, when performing practical exercises, students gain the opportunity to consolidate the studied material, generalize and apply the acquired knowledge. What is especially important, nowadays the formation of theoretical and practical skills in students is often considered as independent areas. Such a combination looks especially difficult in the framework of standard lectures, where the audience size exceeds 50 people and which is the main form of training within the discipline "Psychology" for non-core areas of study. The current state of the process of transferring knowledge about emotions defines the research problem as a contradiction between the need to apply knowledge in practice for greater efficiency of assimilation and the lack of such an opportunity in a standard lecture. The aim of the study is to evaluate the effectiveness of the use of training exercises during a standard lecture on psychology in different learning formats (online/in-person). Research methods. The effectiveness of the application of training exercises was determined in the course of a psychological and pedagogical experiment on the basis of Saint Petersburg State University, as well as based on a psychodiagnostics study and a specially developed system of pedagogical tasks. The sample consisted of 198 first-year students (faculties of economics, medicine and dentistry), divided into experimental and control groups depending on the performance of certain training exercises, as well as the form of education (in-person and online). The results and conclusions of the study allow us to state that the training exercises used during streaming lectures were effective, because:
1) students noted the appearance of emotions when performing exercises;
2) the students who performed the exercises, regardless of the format of training, coped more successfully with the final tasks than the students who did not perform the exercises;
3) students who attended classes showed shifts in the indicators of personal characteristics on the topic under study.
At the same time, students who performed training exercises and studied online coped better with tasks aimed at controlling the knowledge and understanding of individual terms of the studied terminological group (p ( 0.001), better established connections between terms and understood the structure between them (p ( 0.001), in general, completed the test task more successfully (p ( 0.001) compared to students who completed the exercises in a full-time format. The results obtained are planned to be used for the fur