В мировых образовательных и исследовательских учреждениях проводятся исследования по приоритетности подготовки многоязычных кадров, совершенствования многоязычного образования, повышения профессиональных качеств и организационных моделей квалификации учителей на основе коммуникативно-деятельностного подхода к образовательному процессу. При этом особое внимание уделяется подготовке кадров с лингвометодическими и лингводидактическими компетенциями, систематизации методических решений задач обучения лингвистическому мышлению, эффективному использованию инновационных подходов и методов, объективной диагностике, анализу и коррекции учебного процесса в начальных классах.
В Республике Узбекистан создана нормативно-правовая база для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере образования, свободно владеющих несколькими языками, государственным узбекским, русским и английским, подготовки специалистов, способных проектировать полилингвальную образовательную среду. В результате были дополнительно расширены возможности по формированию профессиональных качеств, компетенций, позволяющих учителям начальных классов вести гибкую и эффективную педагогическую деятельность по предмету родного языка.
В рамках образовательного процесса русский язык в классах с русским языком обучения в Республике Узбекистан рассматривается в качестве метапредметного языка обучения, в связи с чем, при его изучении очень важно принимать во внимание комплекс культурных, нравственных, духовных ценностей, который в идеале должен соответствовать ожиданиям и потребностям общества.
На уровне методологии при разработке методологической концепции многими исследователями используется культурологический подход, положения которого основаны на общефилософском рассмотрении образовательной технологии, как самостоятельного процесса, направленного на приобщение личности к социокультурной системе. Именно за счет ориентации человека на культурные и нравственные нормы, действующие в обществе, обеспечивает развитие индивидуальности, стимулирует потребность людей в самопознании и самосовершенствовании, создает оптимальные условия для культурной преемственности.
В данной исследовательской работе был выполнен анализ существующих концепций и педагогических стратегий, направленных на совершенствование методики преподавания родного (русского) языка. Под концепцией лингвометодической подготовки можно принять систему теоретической и методической подготовки студентов-бакалавров направления начального образования, направленную на формирование у них высокого уровня лингвометодической компетентности, отвечающего реалиям и потребностям инновационного образовательного пространства.
На основании изученных моделей автором данного исследования была предложена усовершенствованная модель формирования лингвометодической компетентности студентов-бакалавров направления начального образования, в которой главное отличие состоит в содержании лингвометодического материала и в инструментарии, а также включении оценочного блока - критериев оценки и показателей уровня сформированности лингвометодической компетентности у студентов-бакалавров направления начального образования.
Исходя из вышеуказанного, целью исследования является выработать инструментарий для формирования и диагностики лингвометодической компетентности студентов-бакалавров высших образовательных учреждений направления "Начальное образование", а также определение места лингвометодической компетентности в структуре профессиональных компетенций будущего учителя начального образования.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, философской, психологической и педагогической литературы; наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования, реализации сопоставительных исследований для разработки методологии практической подготовки будущего учителя начальных клас
World educational and research institutions are conducting research on the priority of training multilingual staff, improving multilingual education, improving the professional qualities and organizational models of teacher qualification based on a communicative-activity approach to the educational process. At the same time, special attention is paid to the training of personnel with linguo-methodological and linguodidactic competencies, the systematization of methodological solutions to the problems of teaching linguistic thinking, the effective use of innovative approaches and methods, objective diagnostics, analysis and correction of the educational process in primary school.
The Republic of Uzbekistan has created a regulatory and legal framework for the training of highly qualified personnel in the field of education, who are fluent in several languages, the state Uzbek, Russian and English, and the training of specialists capable of designing a multilingual educational environment. As a result, the opportunities for the formation of professional qualities and competencies were further expanded, allowing primary school teachers to conduct flexible and effective pedagogical activities in the subject of their native language.
As part of the educational process, the Russian language in classes with the Russian language of instruction in the Republic of Uzbekistan is considered as a meta-subject language of instruction, and therefore, when studying it, it is very important to take into account a complex of cultural, moral, spiritual values, which ideally should meet the expectations and the needs of society.
At the level of methodology, when developing a methodological concept, many researchers use a cultural approach, the provisions of which are based on a general philosophical consideration of educational technology as an independent process aimed at familiarizing the individual with the sociocultural system. It is due to the orientation of a person to the cultural and moral norms that operate in society that it ensures the development of individuality, stimulates people's need for self-knowledge and self-improvement, and creates optimal conditions for cultural continuity.
In this research work, an analysis was made of existing concepts and pedagogical strategies aimed at improving the methods of teaching the native (Russian) language. Under the concept of linguo-methodological training, one can accept a system of theoretical and methodological training of bachelor students in the direction of primary education, aimed at developing a high level of linguo-methodological competence in them that meets the realities and needs of an innovative educational space.
On the basis of the studied models, the author of this study proposed an improved model for the formation of linguo-methodological competence of bachelor students in the direction of primary education, in which the main difference is in the content of linguo-methodological material and tools, as well as the inclusion of an evaluation block - evaluation criteria and indicators of the level of formation of linguo-methodological competence among students - bachelors of the direction of primary education.
Based on the above, the purpose of the study is to develop tools for the formation and diagnostics of the linguo-methodological competence of bachelor students of higher educational institutions of the "Primary education" direction, as well as determining the place of linguo-methodological competence in the structure of professional competencies of the future primary education teacher.
Research methods: analysis of legal documents, philosophical, psychological and pedagogical literature; observation, study and generalization of pedagogical experience.
The results of the study can be used in the development of curricula, work programs of practices implemented within the framework of higher education, the implementation of comparative studies to devel