В статье обсуждаются современные методы обучения иностранным языкам (метод предметно-языкового интегрированного обучения, билингвальный метод, контекстный метод и др.), разработанные отечественными и зарубежными специалистами, и потенциал их использования в профессионально ориентированном контексте в вузе. Системное внедрение в жизнь общества инновационных и онлайн-технологий делает возможным изучение иностранных языков по самым современным методикам обучения, которыми могут также овладевать отечественные педагоги практически в режиме реального времени. В ходе образовательного процесса, направленного на обучение иностранному языку, учащиеся получают возможность не просто изучить иностранный язык, но и овладеть различными компетенциями, в том числе социокультурной, межкультурной, профессиональной коммуникативной компетенцией в различных предметных областях. С учетом современных геополитических процессов с учащимися необходимо продолжать работу, направленную на развитие профессиональной коммуникативной компетенции, с целью обеспечения профессиональной результативности в будущем. Проблемой исследования является наличие обширной научно-теоретической базы обучения иностранным языкам и недостаточным использованием отечественных и зарубежных методик в профессионально ориентированном образовательном пространстве вуза. Целью исследования является рассмотрение передовых методик обучения иностранным языкам и выработка рекомендаций по их оптимальному сочетанию. Методами исследования являются: эмпирический (опрос, анкетирование студентов и преподавателей, реализующих языковые дисциплины, мониторинг процесса и результатов), методический анализ существующей практики сочетания отечественных и зарубежных методик обучения иностранным языкам в вузе. В результате анализа передовых отечественных и зарубежных методик обучения иностранным языкам выявлены их слабые и сильные стороны, а также установлено, что подходы к разработке образовательных программ часто не учитывают мотивацию учащихся в рамках гибридной и дистанционной формы обучения иностранным языкам. В результате осмысления опыта гибридного и дистанционного обучения на первый план вышли методологический и содержательный аспект их организации. Автор также рассматривает мотивационные тактики (наглядно-образное восприятие, исследовательская деятельность в рамках предметно-интегрированного обучения, разнообразие в подаче контента) и мотивационную составляющую как залог повышения эффективности обучения иностранным языкам.
The article discusses modern methods of teaching foreign languages (the method of Content and Language Integrated Learning, bilingual method, contextual method, etc.), developed by national and international specialists and the potential for their use in a professional-oriented context at the university. The systematic introduction of innovative and online technologies into the life of society makes it possible to study foreign languages according to the most modern teaching methods, which can also be mastered by teachers in almost real time. In the course of the educational process aimed at teaching a foreign language, students have the opportunity not only for learning a foreign language, but also for mastering various competencies, including sociocultural, intercultural, professional communicative competence in various subject areas. Taking into account modern geopolitical processes with students, it is necessary to continue work aimed at raising the need to learn foreign languages in order to ensure professional effectiveness in the future. The problem of the study is the presence of an extensive scientific and theoretical base for teaching foreign languages and the insufficient use of domestic and foreign methods in the vocationally oriented educational space of the university. The research aim is to focus on the best methods of teaching foreign languages, and to develop recommendations for their optimal combination. The research methods are analysis of scientific literature on modern methods of teaching foreign languages, methodological analysis of the existing practice of combining domestic and foreign methods of teaching foreign languages in higher institution. The analysis of advanced national and international methods of foreign languages teaching revealed their weaknesses and strengths, and also found that approaches to the development of educational programs often do not take into account the motivation of students especially in the hybrid and distance foreign languages learning. As a result of comprehending the experience of hybrid and distance learning, the methodological and content aspects of their organization are discussed. The author also considers motivational tactics (visual-image perception, research activities within the framework of subject-integrated learning, diversity in content presentation) and the motivational component as the key to improving the effectiveness of foreign language teaching.