В соответствии с современными темпами и направлениями развития общества в условиях взрывного роста информации, средств ее получения и преобразования все более актуальным становится ориентация образования на формирование и развитие у обучающихся способов познавательной деятельности, особенно в ее знаково-символической компоненте. Основой знаково-символической познавательной деятельности является операция абстрагирования, целенаправленному формированию и развитию которой, к сожалению, уделяется недостаточно внимания в работах специалистов по теории методике предметного обучения, в том числе и математике. При этом общепризнанным фактом является то, что обучение математике, в силу абстрактности ее содержания, наиболее приспособлено к решению задачи содействия освоению обучающимися операции абстрагирования. Это и определило содержание нашего исследования. Целью исследования является: обоснование целесообразности актуализации применения разных видов абстрагирования в процессе обучения математике. Методы исследования: анализ философской, математической, психологической и педагогической литературы; теоретическое обоснование авторского подхода к исследованию проблем формирования и развития у обучающихся способов познавательной деятельности; конструирование дидактических и методических материалов; опрос; статистические методы обработки информации. Выводы и рекомендации. Исследование обосновывает необходимость актуализации разных форм абстрагирования в процессе организации освоения теоретических положений математики и их применения к решению задач. Результаты исследования могут быть широко использованы в практике обучения математике в образовательных организациях разного уровня: от школы до вуза.
In accordance with the modern pace and directions of society development in the context of the explosive growth of information, means of its receipt and transformation, the orientation of education on the formation and development of student's cognitive activity, especially in its sign-symbolic component, is becoming increasingly important. The basis of sign-symbolic cognitive activity is the operation of abstraction, the purposeful formation and development of which, unfortunately, is not given enough attention in the works of specialists in the theory of methods of subject teaching, including mathematics. However, it is generally recognized that teaching mathematics, by virtue of its abstract content, is the most adapted to the task of facilitating students' mastering of the operation of abstraction. This determined the content of our study. The aim of the study is: to substantiate the feasibility of actualizing the use of different types of abstracting in the process of teaching mathematics. Research methods: analysis of philosophical, mathematical, psychological and pedagogical literature; theoretical substantiation of the author's approach to the study of the problems of formation and development of cognitive activity methods in students survey; design of didactic and methodological materials; survey; statistical methods of information processing. Conclusions and recommendations. The study substantiates the need to actualize different forms of abstracting in the process of organizing the mastering of theoretical provisions of mathematics and their application to problem solving. The results of the study can be used in the practice of teaching mathematics in educational organizations of different levels: from school to university.