Научные аспекты осуществления контрольно-оценочной деятельности в системе высшего образования остаются и сегодня весьма актуальными в контексте исследований качества образования и поиска путей его повышения. Это обусловлено не только заданной с 2011 г. в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) компетентностной трактовкой результатов обучения, но и изменяющимися требованиями к выпускникам университетов со стороны профессионального сообщества, трансформирующимися подходами к организации образовательного процесса. Объективная и сопоставимая оценка, полученная в аттестационных процедурах, становится гарантией качественного образования. Особым потенциалом обладает метод критических ситуаций, служащий целям оценивания сформированности профессиональных компетенций выпускников. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является конструирование заданий с использованием метода критических ситуаций для оценивания уровня сформированности универсальных и профессиональных компетенций и последующее усовершенствование их в формат сценарных заданий компьютерного теста. Методы исследования: методы, основанные на современной теории тестирования (Item Response Theory, IRT), математико-статистические методы обработки результатов выполнения заданий, методы доказательной аргументации. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование дает возможность обнаружить преимущества использования метода критических ситуаций в проектировании заданий для оценивания универсальных и профессиональных компетенций студентов. Разработка заданий с использованием методов доказательной аргументации, в свою очередь, обеспечивает возможность глубже проникнуть в суть процессов, происходящих при решении испытуемыми профессиональных задач. Результаты исследования в дальнейшем станут основой для проведения аттестационных процедур, определения оценок надежности и валидности результатов выполнения заданий на основе метода критических ситуаций и их внедрения в образовательную практику.
The scientific aspects of the implementation of control and evaluation activities in the higher education system remain to this day very relevant in the context of research on the quality of education and the search for ways to improve it. This is due not only to the competence interpretation of learning outcomes set in the federal state educational standards (FSES) since 2011, but also to the changing requirements for university graduates from the professional community, transforming approaches to the organization of the educational process. An objective and comparable assessment obtained in the certification procedures becomes a guarantee of quality education. The method of critical situations, which serves the purposes of assessing the formation of professional competencies of graduates, has a special potential. Based on the above, the purpose of the study is designing tasks using the method of critical situations to assess the level of formation of universal and professional competencies and their subsequent improvement into the format of scenario tasks of a computer test. Research methods: methods based on the modern theory of tests (Item Response Theory, IRT), mathematical and statistical methods of processing the results of tasks, methods of evidence-based argumentation. Conclusions and recommendations. The conducted research makes it possible to discover the advantages of using the method of critical situations in the design of tasks for assessing the universal and professional competencies of students. The development of tasks using methods of evidence-based argumentation, in turn, provides an opportunity to get deeper into the essence of the processes occurring when the subjects solve professional tasks. The results of the study will later become the basis for conducting certification procedures, determining the reliability and validity of the results of tasks based on the method of critical situations and their implementation in educational practice.