Нынешнее общество призвано соответствовать концепции инклюзивного образования, которая основывается на индивидуальных образовательных потребностях личности, толерантности и обеспечении всеобщего доступа к образовательным ресурсам. В последнее время быстро растет понимание того, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются не источниками проблем, а ресурсами, которые развивают общество. В связи с этим остро стоит проблема нехватки квалифицированных профессионалов в области коррекционной педагогики. Это связано с готовностью будущих специалистов к работе в инклюзивной среде. Педагог инклюзивного образования должен обладать специфическими знаниями, быть готовым решать профессиональные задачи, адекватно реагировать на ситуации, преодолевать страх и сомнения перед неизвестностью. Таким образом, готовность будущего педагога к работе в инклюзивном образовании играет ключевую роль и взаимосвязано с формированием инклюзивной компетентности, которая раскрывается через совокупность теоретических знаний и практического опыта педагогической деятельности. Необходимо создавать особе условия для студентов, которые выбирают педагогическую деятельность как один из основных видов профессиональной деятельности, для формирования у них готовности к работе в условиях инклюзивного образования. С целью минимизации дефицита в профессиональных кадрах, готовых осуществлять педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования, на базе Ивановского государственного университета с 2018 г. организуется подготовка специалистов по дополнительной профессиональной программе "Дизайнеры инклюзивный среды" с присвоением соответствующей дополнительной квалификации. Целью исследования является представление опыта подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями и методики определения готовности будущих педагогов - выпускников Ивановского государственного университета (ИвГУ) к работе в условиях инклюзивного образования. Методы исследования: теоретические методы, представленные анализом литературных источников по предмету исследования; педагогическое наблюдение за процессом формирования готовности будущих педагогов к инклюзии на основе дополнительной профессиональной программы. В качестве эмпирического метода использовалось анкетирование студентов педагогических специальностей. Качественный и количественный анализ представляли статистические методы. В исследовании приняли участие 114 студентов. Выводы и рекомендации. Полученные результаты исследования позволяют сказать, что для формирования готовности у всех будущих педагогов и тех, кто рассматривает педагогическую деятельность как основной вид профессиональной деятельности, следует вводить модуль, содержание которого будет полностью соответствовать поставленной проблематике. При этом под модулем понимается теоретический курс, практическая подготовка и весь методический арсенал для преподавателей этого модуля, в том числе и инструментарий, позволяющий оценить уровень сформированности инклюзивной компетентности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ, включающих методологии теоретической и практической подготовки педагогов специального образования.
The current society is called upon to comply with the concept of inclusive education, which is based on the individual educational needs of the individual, tolerance and ensuring universal access to educational resources. Recently, there has been a rapidly growing understanding that people with disabilities are not sources of problems, but resources that develop society. In this regard, there is an acute problem of lack of qualified professionals in the field of correctional pedagogy. This is due to the readiness of future specialists to work in an inclusive environment. The teacher of inclusive education must have specific knowledge, be ready to solve professional problems, adequately respond to situations, overcome fear and doubts of the unknown. Thus, the readiness of a future teacher to work in inclusive education plays a key role and is interconnected with the formation of inclusive competence, which is revealed through a combination of theoretical knowledge and practical experience in pedagogical activity. It is necessary to create special conditions for students who choose pedagogical activity as one of the main types of professional activity, in order to form their readiness to work in an inclusive education environment. In order to minimize the deficit in professional personnel ready to carry out pedagogical activities in the conditions of inclusive education, since 2018 Ivanovo State University has been organizing the training of specialists under the additional professional program "Inclusive Environment Designers" with the assignment of the appropriate additional qualification. The aim of the study is to present the experience of preparing future teachers for professional activities with children with special educational needs and methods for determining the readiness of future teachers - Ivanovo State University (IvSU) graduates to work in an inclusive education environment. Research methods: theoretical methods presented by the analysis of literary sources on the subject of research; pedagogical observation of the process of formation of future teachers' readiness for inclusion on the basis of an additional professional program. Questioning of students of pedagogical specialties was used as an empirical method. Qualitative and quantitative analysis was represented by statistical methods. The study involved 114 students. Discussion and conclusions. The results of the study allow us to say that in order to form the readiness of all future teachers and those who consider pedagogical activity as the main type of professional activity, a module should be introduced, the content of which will fully correspond to the problem posed. At the same time, a module is understood as a theoretical course, practical training and the entire methodological arsenal for teachers of this module, including tools that allow assessing the level of formation of inclusive competence. The results of the study can be used in the development of curricula, work programs, including methodologies for theoretical and practical training of teachers of special education.