Проблема исследования. Исследование базируется на опыте внедрения технологий обратной связи в коммуникацию между учителем и учеником в российских школах и его анализе. Обзор современных зарубежных эмпирических, теоретических и практико-ориентированных исследований, посвященных феномену обратной связи, позволил выделить технологии, которые могут быть использованы учителем для формирования культуры предоставления обратной связи у своих обучающихся [2]. В то же время российские исследователи feedback literacy отмечают низкую готовность школьников к работе с развернутой обратной связью и к запросу на нее [1]. Исходя из вышесказанного, целью исследования является: проанализировать закономерности, которые возникают при предоставлении учениками обратной связи другим обучающимся или учителю. В статье исследуется опыт внедрения технологий обратной связи в образовательный процесс гимназии города-миллионника и сельской общеобразовательной школы. Методы исследования: эмпирические методы: проведение опроса учащихся 6-11 классов (250 человек) в рамках технологии обратной связи от ученика к учителю, контент-анализ полученных результатов; контент-анализ бланков обратной связи в рамках технологии обратной связи от ученика к ученику (ученики 6-11 классов, 160 человек), интерпретация и сравнительный анализ полученных результатов. В исследовании участвовали ученики, преподаватели которых знакомы с инструкциями внедрения технологий обратной связи. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование демонстрирует значимость применения технологий обратной связи для формирования метапредметных результатов у учеников. В ходе знакомства с технологиями обратной связи ученики стали бенефициарами качественных изменений в отношении к собственной учебной деятельности. Выделенные в ходе контент-анализа смысловые группы интенций учеников показывают как зоны их роста в роли субъектов образовательного процесса, так и несформированность метапредметных умений, влияющих на школьную успешность. Также исследование показывает, какие изменения могут быть внесены в методическую работу учителя для более продуктивного образовательного диалога с учениками. Результаты исследования могут быть использованы для организации методической работы в образовательных учреждениях с целью повышения вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, формирования у них ценностного отношения к собственной учебной деятельности.
The problem of research. The research is based on the experience of implementing feedback technologies in teacher-student communication in Russian schools and its analysis. A review of modern foreign empirical, theoretical and practice-oriented studies on the phenomenon of feedback has allowed us to identify technologies that can be used by teachers to form a culture of providing feedback to their students [2]. At the same time, Russian feedback literature researchers note the low readiness of schoolchildren to work with detailed feedback and to request it [1]. Based on the above, the purpose of the study is: to analyze the patterns that arise when students provide feedback to other students or teachers. The article examines the experience of introducing feedback technologies into the educational process of a gymnasium of a million-plus city and a rural secondary school. Research methods: empirical methods: conducting a survey of students in grades 6-11 (250 people) within the framework of feedback technology from student to teacher, content analysis of the results obtained; content analysis of feedback forms within the framework of feedback technology from student to student (students in grades 6-11, 160 people), interpretation and comparative analysis of the results obtained results. The study involved students whose teachers are familiar with the instructions for implementing feedback technologies. Conclusions and recommendations. The conducted research demonstrates the importance of using feedback technologies for the formation of meta-subject results in students. In the course of familiarization with feedback technologies, students have become beneficiaries of qualitative changes in their attitude to their own educational activities. The semantic groups of students' intentions identified during the content analysis show both the zones of their growth in the role of subjects of the educational process and the lack of metasubject skills that affect school success. The study also shows what changes can be made to the methodical work of a teacher for a more productive educational dialogue with students. The results of the study can be used to organize methodological work in educational institutions in order to increase the involvement of students in the educational process, the formation of their value attitude to their own educational activities.