Актуальность статьи обусловливается необходимостью организации воспитывающей среды для одаренных обучающихся в процессе их обучения в общеобразовательных организациях интернатного типа для становления и развития их личности. Среди сложных и многообразных проблем сегодняшних школ есть одна архиважная - сохранение целостности учебно-воспитательного процесса, в том числе патриотического воспитания. Педагогический коллектив лицея, в том числе учителя-предметники, стремятся опираться на идеи и принципы патриотического воспитания, которые включены в концепцию обучения лицеистов. Безусловно, началом патриотического воспитания является семья, ведь именно в семье закладывается комплексным, системным и бережным подходом родителей к своим детям правильное полноценное воспитание, в том числе и чувство патриотизма. В условиях лицея-интерната для одаренных учащихся, когда семья не всецело участвует в воспитании своих детей (обучение ведется с седьмого класса), важно в образовательных организациях интернатного типа выстроить процесс воспитания патриотизма, общечеловеческих ценностей в целостном учебно-воспитательном процессе. Цель исследования: создание воспитывающей среды в лицее как фактора становления и развития личности одаренного учащегося, сохранение целостности учебно-воспитательного процесса. Методы исследования: теоретические методы - анализ специальной (психологической и педагогической) литературы, эмпирические методы - анкетирование, развивающие беседы, наблюдение. В исследованиях принимали участие лицеисты химико-биологического профиля в течение двух лет. Выводы и рекомендации. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в исследовании нами использована трехэтапная основа составления содержания конкретных мероприятий для создания воспитывающей среды в организациях интернатного типа для становления и развития личности каждого учащегося. Результаты исследования могут быть использованы учителями и психологами общеобразовательных школ, специалистами и преподавателями высшей школы.
The relevance of the article is determined by the need to organize an educational environment for gifted students in the process of their education in general educational institutions of the boarding school type for the formation and development of their personality. Among the complex and diverse problems of today's schools, there is one paramount - maintaining the integrity of the educational process, including patriotic education. The teaching staff of the lyceum, including subject teachers, tend to rely on the ideas and principles of patriotic education, which are included in the concept of teaching lyceum students. Undoubtedly, the beginning of patriotic education is the family, because it is in the family that the complex, systematic and careful approach of parents to their children is laid, the correct full-fledged education, including a sense of patriotism. In the conditions of a lyceum-boarding school for gifted students, when the family is not fully involved in the upbringing of their children (training is conducted from the seventh grade), it is important to build the process of raising patriotism and universal values in a holistic educational process in boarding schools. The purpose of the study is to create an educational environment in the lyceum as a factor in the formation and development of the personality of a gifted student, preserving the integrity of the educational process. Research methods: theoretical methods - analysis of special (psychological and pedagogical) literature; empirical methods - questionnaires, educational conversations, observation. Lyceum students of chemical and biological profile took part in the research for two years. Conclusions and recommendations. Based on the conducted research, it can be concluded that in the study we used a three-stage basis for compiling the content of specific activities to create an educational environment in boarding-type organizations for the formation and development of the personality of each student. It is necessary to intensify the search for pedagogical resources in order to train intellectual personnel for the innovative economy. The results of the study can be used by teachers and psychologists of secondary schools, specialists and teachers of higher education.