Данные многочисленных исследований в области педагогики и психологии свидетельствуют о наличии специфики в развитии одаренных детей [2]. Эти особенности учитываются в практике работы образовательных организаций с данной категорией детей [4, 6]. Однако, как показывают результаты наших исследований, далеко не всегда деятельность с одаренными детьми охватывает сферу их социального развития. Мы увидели, что данная категория имеет особенности и трудности своевременного решения задач социализации на всех возрастных этапах, что приводит в ряде случаев к виктимизации [5]. В зависимости от успешности решения задач социализации, одаренный ребенок определяется с жизненной стратегией и жизненным сценарием. Важно говорить о необходимости своевременного решения одаренными детьми трех групп задач социализации (по теории А.В. Мудрика): естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических [3]. Особую актуальность эта проблема приобретает в период подросткового возраста. В связи с этим целью исследования является выявление особенностей и трудностей решения задач социализации одаренными подростками. Методы исследования: сбор эмпирических данных осуществлялся методами опроса, наблюдения и тестирования одаренных подростков. Исследованием были охвачены подростки образовательного центра 'Сириус', г. Сочи, (n = 42) и воспитанники государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения 'Академия талантов', г. Санкт-Петербург, (n = 42). Общая выборка - 84 подростка. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволило выявить особенности решения задач социализации одаренными подростками, связанные с источником формирования гендерных представлений, их увлечениями и предпочтениями в деятельности и досуге, изучением их социальной активности и отношений с микросоциумом, самоотношением и самоопределением. На основании полученных результатов нами сформулированы рекомендации по организации социально-педагогической работы с одаренными подростками для успешного решения задач социализации. Результаты исследования могут быть использованы в работе образовательных организаций разного типа с одаренными подростками.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01034 (https://rscf.ru/project/23-28-01034/).
The data from numerous researches in the pedagogical and psychological field prove gifted children have their specific features in developing [2]. The features are taken into account while conducting work with the category of children in educational organizations [4, 6]. However, as the results demonstrate, work with gifted children is rarely aimed at their social development. We found out that this category of children has their peculiarities and difficulties of timely solving socialization tasks at any age stage, which may lead to victimization [5]. Depending on successful solution of socialization tasks, a gifted child understands what a life strategy and a life scenario can be [1]. It is vital to talk about the necessity for gifted children to solve three groups of socialization tasks timely (according to A.V. Mudric's theory): natural-cultural, social-cultural and social-psychological [3]. This problem is particularly relevant in adolescence. Thus, the purpose of research is to identify peculiarities and difficulties of solving socialization problems by gifted teenagers. Research methods: empirical data was obtained via interviewing, observing and testing gifted adolescents. The study covered teenagers from educational center 'Sirius', Sochi, (n = 42) and the participants of state educational institution 'The Academy of Talents', Saint-Petersburg,
(n = 42). The total sample is 84 teenagers. Conclusions and recommendations. The conducted research made it possible to identify the features of solving the problems of socialization by gifted adolescents associated with the source of the formation of gender perceptions, their hobbies and preferences in activities and leisure, the study of their social activity and relations with the microsocium, self-attitude and self-determination. The obtained results enabled us to formulate recommendations how to conduct social-pedagogical work with gifted teenagers for them to solve socialization tasks successfully. The results of the study can be applied in the work of educational organizations of various types.
The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 23-28-01034 (https://rscf.ru/project/23-28-01034/).