Инклюзия выступает трендом в развитии отечественного образования начиная с 2013 г. По данным Росстата, сегодня около 30 % младших школьников обучаются в условиях инклюзивного образования. Настоящее эмпирическое исследование проведено с целью выявить показатели психологического благополучия нормотипичных детей и их одноклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые учатся в инклюзивных классах начальной школы. Выборку составили 310 нормотипичных младших школьников, 18 детей с ОВЗ и 14 педагогов из двух московских инклюзивных школ. Для определения показателей психологического благополучия школьников использовались социометрия, проективные методы анализ незаконченных предложений и 'Цветовой тест отношений', а также анализ индивидуальных случаев детей с ОВЗ. Полученные данные в целом свидетельствуют о психологическом благополучии нормотипичных детей, которые учатся в инклюзивных классах. Выводы о психологическом благополучии детей с ОВЗ менее однозначны. Около 40 % детей с ОВЗ имеют благоприятные статусы в инклюзивных классах, что говорит об их принятии одноклассниками. При этом отрицательные социометрические индексы детей с ОВЗ оказываются ниже, чем у нормотипичных одноклассников, а отрицательное эмоциональное самоотношение у них встречается чаще. Эти выводы могут объясняться спецификой использованных методов диагностики и требуют проверки на более объемных выборках. При обучении детей с ОВЗ в инклюзивных классах рекомендуется систематическая диагностика показателей психологического благополучия и психолого-педагогическое сопровождение таких детей.
Inclusion has been a trend in the transformation of Russian educational system since 2013. According to Rosstat, recently about 30 % of elementary school students attend inclusive schools. This empirical study was conducted to identify indicators of the psychological well-being of normotypical children and children with special educational needs (SEN) in inclusive classes of elementary school. The sample consisted of 310 normotypical school students, 18 children with special needs and 14 teachers from two Moscow inclusive schools. To determine the indicators of the psychological well-being of children, sociometry, projective methods the 'Sentence Completion Test' and the 'Color Test of Relationships', as well as an analysis of individual cases of students with SEN were used. The study results demonstrate the psychological well-being of normotypical children who study in inclusive classes. Conclusions about the psychological well-being of children with SEN are less clear. About 40 % of children with SEN have favorable status in inclusive classes, which indicates their acceptance by classmates. At the same time, negative sociometric indices of students with SEN are lower than those of normotypical classmates, and negative emotional self-attitude is more common in them. These conclusions can be explained by the specifics of the used diagnostic methods and require verification on larger samples. When teaching children with special needs in inclusive classes, it is recommended to systematically diagnose indicators of psychological well-being and provide psychological support for such children.