Проблема исследования: современная социально-политическая ситуация в нашей стране характеризуется быстрыми, неравновесными изменениями, что отражается на жизни отдельного человека: меняется его поведение, отношение к другим людям; профессиональная активность; разрушаются старые и конструируются новые жизненные цели. Следовательно, актуальным является изучение особенностей социального развития молодых людей с особыми образовательными потребностями в период быстрых изменений. Исходя из всего вышесказанного, целью исследования является междисциплинарное описание феномена социализации личности молодых людей с особыми образовательными потребностями. Методы исследования: с целью теоретического описания феномена социализации молодого поколения с особыми образовательными потребностями мы использовали философское представление о развитии, концепции человеческих ресурсов и человеческого потенциала; системно-синергетический, деятельностный и средовой общенаучные подходы. С целью выявления эмпирических данных, характеризующих личностные особенности молодых людей с особыми образовательными потребностями, определялись ценностные ориентаций по М. Рокичу, уровень социальной изолированности личности (экспресс-диагностика Д. Рассела и М. Фергюсона), наличие и характер Я-концепции (тест 'Кто Я?', авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой). В исследовании принимали участие пятьдесят молодых людей с особыми образовательными потребностями, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и нормальное интеллектуальное развитие в возрасте 15-18 лет. С системно-синергетических позиций социализации личности молодого человека с особыми образовательными потребностями рассматривается как нелинейная, динамическая, неравновесная система, состоящая из ценностно-целевого и содержательного компонентов. Деятельностный подход рассматривает социализацию как деятельность человека с особыми образовательными потребностями по самоизменению и самосовершенствованию через такие психологические конструкты как личностное саморазвитие, самореализация, самоутверждение, самоопределение. В терминах средового подхода социализацию личности с особыми образовательными потребностями можно трактовать как место и фактор, способствующий и обеспечивающий изменения и самоизменения человека. Выводы и рекомендации. В процессе экспериментального исследования было выявлено, что у молодых людей с особыми образовательными потребностями преобладают признаки социальной адаптированности над признаками индивидуализации; это объясняется особенностями саморегуляции поведения и скоростью накопления социального опыта. По данным анкетирования молодые люди с особыми образовательными потребностями не строят долгосрочных перспективных жизненных планов; формулируют и реализуют жизненные цели, касающиеся досуга и непрофессиональной деятельности.
The problem of research: the current socio-political situation in our country is characterized by rapid, non-equilibrium changes, which affects the life of an individual: his behavior, attitude to other people changes; professional activity; old life goals are being destroyed and new life goals are being constructed. Therefore, it is relevant to study the peculiarities of the social development of young people with special educational needs in a period of rapid changes. Based on all of the above, the purpose of the study is: an interdisciplinary description of the phenomenon of socialization of the personality of young people with special educational needs. Research methods: in order to theoretically describe the phenomenon of socialization of the young generation with special educational needs, we used the philosophical concept of "development", the concept of human resources and human potential; system-synergetic, activity-based and environmental general scientific approaches. In order to identify empirical data characterizing the personal characteristics of young people with special educational needs, the value orientations according to M. Rokich, the level of social isolation of the individual were determined (express diagnostics of D. Russell and M. Ferguson), the presence and nature of the Self-concept (the 'Who am I?' test, authors - M. Kuhn, T. McPartland, modification by T.V. Rumyantseva). The study involved fifty young people with special educational needs, with disorders of the musculoskeletal system and normal intellectual development at the age of 15-18 years. From the system-synergetic positions of socialization of the personality of a young person with special educational needs, it is considered as a nonlinear, dynamic, non-equilibrium system consisting of value-target and content components. The activity approach considers socialization as the activity of a person with special educational needs for self-change and self-improvement through such psychological constructs as personal self-development, self-realization, self-affirmation, self-determination. In terms of the environmental approach, the socialization of a person with special educational needs can be interpreted as a place and a factor that promotes and ensures changes and self-change of a person. Conclusions and recommendations. In the course of an experimental study, it was revealed that signs of social adaptation prevail over signs of individualization in young people with special educational needs; this is explained by the peculiarities of self-regulation of behavior and the rate of accumulation of social experience. According to the survey, young people with special educational needs do not build long-term life plans; formulate and implement life goals related to leisure and non-professional activities.