В современном мире значение устной иноязычной речи трудно переоценить. Говорение в разных его формах выходит на первый план в процессе обучения иностранному языку, в частности английскому. Современные социокультурные условия создают новые проблемы и вызовы для студентов и вследствие для преподавателей. Задачей преподавателя иностранного языка является не только обучить основным видам речевой деятельности, но и подготовить к общению в реальной жизни, когда диалог культур играет не последнюю роль. Для многих учащихся говорение является одним из самых сложных аспектов, и им не всегда удается добиться положительных результатов в обучении. В связи с этим возникает вопрос: что препятствует успешному формированию навыка говорения на иностранном языке? В ходе нашего исследования была изучена методическая литература, посвященная обучению иностранным языкам в целом и обучению говорению в частности. Ведущими педагогами и методистами уже были выявлены такие причины, как отсутствие мотивации говорить на определенную тему, боязнь совершить ошибку, нехватка языковых и речевых средств, непонимание речевой задачи, но в настоящее время проблема сохраняется и поэтому требует более точного рассмотрения и изучения. Таким образом, целью исследования является обнаружение конкретных проблем и трудностей, возникающих у студентов в процессе формирования навыка говорения на английском языке. Методы исследования: теоретические - анализ и синтез методической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы - опрос, анкетирование, наблюдение. Исследование проводилось на базе Казанского федерального университета. В эксперименте приняли участие студенты и преподаватели Института филологии и межкультурной коммуникации. Опрос для студентов состоял из восемнадцати поливариантных вопросов, а преподавателям необходимо было ответить на десять вопросов, большинство из которых предполагали развернутый ответ. Выводы и рекомендации. Результаты, полученные в процессе нашего исследования, показали, какие конкретно виды деятельности являются сложными для студентов с точки зрения не только самих студентов, но и преподавателей. Таким образом, исследование выявило, на какие задания и упражнения стоит обращать внимание при составлении плана занятия, чтобы способствовать продуктивной работе учащихся.
In the modern world the importance of oral foreign language speech is hard to overestimate. Speaking in its various forms becomes an important part in the process of learning a foreign language, especially English. Modern socio-cultural conditions create new problems and challenges for students and, consequently, for teachers. The task of a foreign language teacher is not only to teach the main types of speech activity, but also to prepare the students for communication in real life, when the mutual understanding between cultures plays a significant role. For many students, speaking is one of the most difficult aspects and they do not always manage to achieve positive learning outcomes. In this regard, the question arises: what prevents the successful formation of the speaking skills in foreign language? In the course of our research, we studied methodological literature on teaching foreign languages in general and teaching speaking in particular. Leading teachers and methodologists have already identified such reasons as lack of motivation to speak on a certain topic, fear of making a mistake, lack of language and speech tools, misunderstanding of the speech task, but currently the problem persists and therefore requires more precise consideration and study. Thus, the aim of this study is to detect specific problems and difficulties that students have in the process of forming the skill of speaking English. Research methods: theoretical - analysis and synthesis of methodological literature on the research problem, empirical methods - survey, questionnaire, observation. The study was conducted on the basis of Kazan Federal University. Students and teachers of the Institute of Philology and Intercultural Communication took part in the experiment. The survey for students consisted of eighteen multivariate questions, and teachers had to answer ten questions, most of which assumed a detailed answer. Conclusions and recommendations. The results obtained in the course of our research showed which specific types of activities are difficult for students not only from their point of view, but also the teacher's opinion was taken into account. Thus, the study revealed which tasks and exercises should be paid attention to when drawing up a lesson plan in order to contribute to the productive work of students.