Проблема исследования: изучение иностранного языка зачастую представляет собой продолжительный процесс, ассоциируемый со значительным количеством сложностей, возникающими не только в учебной аудитории, но и порой за ее пределами. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют в пользу того, что то, каким образом человек смотрит на свои способности, влияет на его поведение при столкновении с подобными сложностями и, как следствие, эффективность процесса обучения. Утверждается, что языковое мышление роста - убежденность в том, что языковые способности могут быть развиты при должном усердии - способно помочь преодолеть эти сложности. Однако вопросы, связанные с мышлением роста в контексте изучения иностранного языка, недостаточно полно освещены в российском исследовательском поле. Их изучение может определить наиболее эффективные стратегии при работе с подростками. Целью нашего исследования стала проверка гипотезы о существовании взаимосвязи типа языкового мышления российских подростков с характером постановки целей, реакцией на неудачи, успеваемостью и самооценкой знаний учащихся. В качестве методов исследования выступал анонимный онлайн-опрос. Применялись адаптированные и переведенные на русский язык опросники 'Языковое мышление роста', 'Реакции на неудачи', 'Ориентация целей'. Кроме того, анализировалась самооценка уровня знаний по иностранному языку. В исследовании приняли участие 110 учащихся российских школ в возрасте от 14 до 17 лет. Выводы и рекомендации. Обнаружена положительная корреляция между выраженностью языкового мышления роста, самооценкой уровня знаний, склонностью ставить цели, направленные на совершенствование и обучение - цели мастерства, склонностью более продуктивно реагировать на неудачи, а также отрицательная корреляция с избеганием как реакцией на неудачи. Полученные результаты позволяют говорить о том, что российская школа в целом вписывается в международный контекст. Однако можно говорить и о некоторых особенностях: выявлена положительная противоречащая гипотезе корреляция со склонностью ставить демонстрационные цели - цели, направленные исключительно на демонстрацию собственных способностей. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных курсов, связанных с изучением иностранных языков. Включение в них инструментов, направленных на развитие мышления роста, будет способствовать облегчению процесса обучения.
Research problem: foreign language learning is often a long-term process associated with a significant number of difficulties that arise not only in the classroom but also outside of it. The results of foreign studies show that the way learners view their abilities affects their behavior when faced with these difficulties and in turn the effectiveness of the learning process. It is claimed that a growth language mindset, the belief that language-learning ability can be developed through effort, can help one overcome these difficulties. However, growth mindsets in language learning have not been sufficiently studied in Russia. Studying them can determine the most effective strategies when working with adolescents. The purpose of the study is to test the hypothesis about the existence of a relationship between language mindsets of Russian adolescents and their goal orientations, responses to failures, academic performance and perceived foreign language competence. Research methods. We used Language Mindsets Inventory, Responses to Failure Situations Scale and Goal orientations Scale which were adapted and translated into Russian. Participants were additionally asked about their next term anticipated grade to measure their perceived foreign language competence. 110 school students, aged 14-17, took part in this study. Conclusions and recommendations. Growth language mindset was positively associated with perceived foreign language competence, mastery goals, mastery responses and negatively associated with helpless responses. The present results disclose no cultural differences apart from the positive correlation between growth language mindset and performance-approach goals which contradicts our hypothesis. The results of the study can be used when designing language learning courses. Inclusion of the activities aimed at cultivating a growth mindset could serve as a learning facilitator.