В настоящее время актуальность изучения адаптивных стратегий и копинг-стратегий старшеклассников весьма высока. Анализ специализированной литературы показал, что структура родительской семьи оказывает влияние как на формирование и развитие личности ребенка, так и на формирование у него копинг-стратегий и адаптивных стратегий. Так, все исследователи, работы которых были нами проанализированы, сходятся во мнениях относительно гораздо более здоровой атмосферы, создаваемой в полной семье, где присутствуют оба родителя. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей использования адаптивных стратегий и копинг-стратегий старшеклассниками из полных и неполных семей. Нами использовались следующие методики: 'Методика исследования стратегий адаптивного поведения' (АСП-1) Н.Н. Мельниковой (подростковый вариант); опросник 'Способы совладающего поведения' (WCQ) Р. Лазаруса; методика 'Юношеская копинг-шкала' (Adolescent Coping Scale (ACS)) Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам сделать следующие выводы: выявленный с применением методики АСП-1 Н.Н. Мельниковой комплекс ведущих адаптивных стратегий, используемых респондентами, воспитывающимися в полных семьях, свидетельствует об их нежелании менять внешние условия. Результаты, полученные с применением методики WCQ Р. Лазаруса, свидетельствуют о том, что старшеклассники из полных семей, преимущественно используя комплекс таких копинг-стратегий, как 'положительная переоценка', 'бегство-избегание' и 'планирование решения', стремятся находить во всех событиях своей жизни позитивный смысл, использовать их положительные и конструктивные аспекты. Также им свойственно дистанцироваться от тревожащих событий, временно уходя от них в мир собственных фантазий. Результаты, полученные с применением методики ACS Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой, свидетельствуют о том, что для старшеклассников из полных семей характерно использование 'продуктивного стиля' копинг-поведения, в котором они особенно склонны применять такие стратегии, как 'решение проблемы', 'работа, достижения'. Кроме того, им свойственно преобладание в профиле методики 'беспокойства', относящегося к стратегиям 'непродуктивного стиля' копинг-поведения. Выявленный с применением методики АСП-1 Н.Н. Мельниковой комплекс ведущих адаптивных стратегий, используемых респондентами, воспитывающимися в неполных семьях, свидетельствует о том, что они предпочитают занимать выжидательную позицию относительно неблагоприятных условий социальной среды. Для них характерна прокрастинация как способ потянуть время до наступления более благоприятных обстоятельств. Результаты, полученные с применением методики WCQ Р. Лазаруса, свидетельствуют о том, что для старшеклассников из неполных семей характерно использование комплекса таких копинг-стратегий, как 'планирование решения', 'конфронтация' и 'положительная переоценка'. Результаты, полученные с применением методики ACS Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой, свидетельствуют о том, что для старшеклассников из неполных семей, так же как и для их сверстников из полных семей, характерно использование 'продуктивного стиля' копинг-поведения, в котором они особенно склонны применять такую стратегию, как 'решение проблемы'.
At present, the relevance of studying adaptive strategies and coping strategies of high school students is very high. Thus, all the researchers whose work we have analyzed agree on a much healthier atmosphere created in a complete family where both parents are present. The purpose of our study was to study the features of the use of adaptive strategies and coping strategies by high school students from complete and single-parent families. We used the following methods: 'Methodology for the study of strategies for adaptive behavior' (ASP-1) by N.N. Melnikova (teenage version); questionnaire 'Methods of Coping Behavior' (WCQ) by R. Lazarus; Adolescent Coping Scale (ACS) by E. Friedinberg and R. Lewis, adapted by T.L. Kryukova. The results of the empirical study allowed us to draw the following conclusions: N.N. Melnikov's complex of leading adaptive strategies used by respondents who are brought up in two-parent families indicates their unwillingness to change external conditions. It is easier for them to either change themselves in order to accept the proposed conditions. The results obtained using the WCQ methodology of R. Lazarus indicate that high school students from intact families, mainly using a set of such coping strategies as 'positive reassessment', 'escape-avoidance' and 'solution planning', strive to find in all events of his life a positive meaning, use their positive and constructive aspects. They also tend to distance themselves from disturbing events, temporarily moving away from them into the world of their own fantasies. The results obtained using the ACS method by E. Friedinberg and R. Lewis, adapted by T.L. Kryukova, indicate that high school students from intact families are characterized by the use of a 'productive style' of coping behavior, in which they are especially inclined to use such strategies as 'problem solving', 'work, achievements'. In addition, they tend to predominate in the profile of the 'anxiety' technique, which refers to the strategies of the 'unproductive style' of coping behavior. N.N. Melnikov's complex of leading adaptive strategies used by respondents who are brought up in single-parent families indicates that they prefer to take a wait-and-see attitude regarding unfavorable conditions of the social environment. They are characterized by procrastination as a way to play for time until more favorable circumstances occur. The results obtained using the WCQ methodology of R. Lazarus indicate that high school students from incomplete families are characterized by the use of a complex of such coping strategies as 'decision planning', 'confrontation' and 'positive reassessment'. This indicates that when faced with a problem situation, they first have a desire to logically build a strategy for getting out of it, but their activities are aimed at getting out of their situation. The results obtained using the ACS method by E. Friedinberg and R. Lewis, adapted by T.L. Kryukova, indicate that high school students from single-parent families, as well as their peers from intact families, are characterized by the use of a 'productive style' of coping behavior, in which they are especially inclined to use such a strategy as 'problem solving'. In addition, they are characterized by the predominance in the profile of the methodology of the strategies 'distraction' and 'anxiety' related to the 'unproductive style' of coping behavior.