Современная семья подвержена целому комплексу воздействий, вызванных социокультурными и психологическими факторами, которые оказывают на нее значительное влияние и приводят к формированию изменений, которые, в свою очередь, меняют образовательные потребности. Особую актуальность семейная проблематика приобретает в настоящее время, в период утверждения глобализующегося мира, ведущего к размыванию идентификационных общностей, каковыми всегда были семья, государство-отечество, страна, общество, культура в целом [9]. Изучая родительско-юношеские отношения и их связи со школой, Л.Б. Шнейдер отмечает, что в процессе взросления наблюдается нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, а также углубление социального инфантилизма. Е.Е. Сивак отмечает, что современный родитель должен руководствоваться экспертными знаниями в вопросах, касающихся воспитания, образования, здоровья ребенка. Действия родителей оказывают решающее влияние на развитие ребенка, а 'неправильное' воспитание порождает множество социальных проблем [8]. Качественное образование становится предметом доверительного диалога между различными образовательными институтами и гражданами [7]. Глубина и сложность новых проблем, с которыми сталкивается институт семьи в современной социокультурной среде, обусловливают необходимость разработки новых теоретических и методологических оснований социально-педагогической поддержки семьи, выходящих за рамки традиционных форм родительского просвещения [6]. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: осуществить анализ особенностей проектирования системы социально-педагогической поддержки семьи на примере частной школы, выявить проблемы и предложить варианты решения. Методы исследования: теоретический анализ и сравнение литературы в сфере педагогики, психологии и социологии по предмету исследования. Выводы и рекомендации. В ходе проведенного исследования были проанализированы особенности проектирования системы социально-педагогической поддержки семьи и выявлены группы проблем: незаинтересованность родителей в участии в образовательном и воспитательном процессе, игнорирование сформировавшейся ситуации, нежелание идти на контакт и учитывать рекомендации социальных педагогов, нацеленные на устранение выявленной проблемы; отсутствие понимания у родителей и иного близкого круга ребенка в необходимости социально-педагогической помощи со стороны педагогов, низкий уровень доверия, скрытие проблемы и уход от разрешения ее; чрезмерная загруженность специалистов по социальной работе, что препятствует уделению внимания каждому ребенку и формированию индивидуального подхода. Результаты исследования могут быть использованы при разработке алгоритма проектирования системы социально-педагогической поддержки семьи в воспитании обучающихся. Данная система может представлять инновационный социально значимый продукт, учитывающий имеющиеся проблемы и пути их разрешения.
The modern family is subject to a whole complex of influences caused by socio-cultural and psychological factors that have a significant impact on it and lead to the formation of changes that, in turn, change educational needs. Family issues are becoming particularly relevant at the present time, during the period of the establishment of a globalizing world leading to the erosion of identification communities, which have always been the family, the state-the fatherland, the country, society, culture as a whole [9]. Studying parent-youth relations and their connections with school, L.B. Schneider notes that in the process of growing up, there is an increasing alienation between adults and children, as well as a deepening of social infantilism. E.E. Sivak notes that a modern parent should be guided by expert knowledge in matters related to the upbringing, education, and health of the child. The actions of parents have a decisive influence on the development of the child, and 'wrong' upbringing generates a lot of social problems [8]. Quality education becomes the subject of a confidential dialogue between various educational institutions and citizens [7]. The depth and complexity of the new problems faced by the institution of the family in the modern socio-cultural environment necessitate the development of new theoretical and methodological foundations of socio-pedagogical support for the family, beyond the framework of traditional forms of parental education [6]. Based on the foregoing, the aim of the study is: to analyze the design features of the system of social and pedagogical support of the family on the example of a private school, to identify problems and offer solutions. Research methods: theoretical analysis and comparison of literature in the field of pedagogy, psychology and sociology on the subject of research. Conclusions and recommendations. In the course of the study, the features of designing a system of social and pedagogical support for the family were analyzed and groups of problems were identified: parents' disinterest in participating in the educational and educational process, ignoring the situation that has formed, unwillingness to make contact and take into account the recommendations of social educators aimed at eliminating the identified problem; lack of understanding among parents and other close circle of the child in the need for social and pedagogical assistance from teachers, low level of trust, hiding the problem and avoiding solving it; excessive workload of social work specialists, which prevents paying attention to each child and the formation of an individual approach.The results of the study can be used in the development of an algorithm for designing a system of socio-pedagogical family support in the education of students. This system can represent an innovative socially significant product that takes into account existing problems and ways to solve them.