Происходящие в начале третьего десятилетия XXI в. события (пандемия, техногенные катастрофы, военные конфликты, политический и экономический передел мирового влияния) непосредственно отразились на тех социокультурных условиях, в которых развивается отечественная система высшего образования. Актуализация и обновление задач воспитания как важнейшего направления деятельности вуза закономерно с новой остротой выдвигает проблему готовности преподавательского корпуса к организации и осуществлению воспитательной работы в меняющихся условиях. Целью исследования является изучение готовности преподавателя высшей школы к воспитательной работе в современных социокультурных условиях; сравнительный анализ полученных данных с ранее проведенными исследованиями; обоснование и разработка рекомендаций по психологическому и методическому сопровождению преподавателя как субъекта воспитательной деятельности в системе высшего образования. Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме, анкетирование, метод экспертной оценки, педагогическое проектирование и педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 116 преподавателей Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Выводы и рекомендации. В результате проведенного исследования дана содержательная характеристика готовности преподавателей высшей школы к воспитательной работе в изменившихся социокультурных условиях в целом и по уровням в отдельности, выявлена динамика результатов в сравнении с более ранними исследованиями, определены причины и факторы возникновения трудностей в организации и осуществлении воспитательной работы в современном вузе. Полученные результаты позволяют определить основные проблемы и пути повышения психолого-педагогической и методической компетентности современного профессорско-преподавательского состава в осуществлении воспитательной деятельности как системообразующей командной работы образовательной организации высшего образования.
The events taking place at the beginning of the third decade of the XXI century (pandemic, man-made disasters, military conflicts, political and economic redistribution of world influence) directly affected the socio-cultural conditions in which the domestic system of higher education is developing. The actualization and updating of the tasks of education as the most important direction of the university's activity naturally puts forward with a new urgency the problem of the readiness of the teaching staff to organize and implement educational work in changing conditions. The purpose of the study is to study the readiness of a high school teacher for educational work in modern socio-cultural conditions; comparative analysis of the data obtained with previously conducted studies; substantiation and development of recommendations for psychological and methodological support of a teacher as a subject of educational activity in the higher education system. Research methods: theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature on the problem, questionnaire, expert evaluation method, pedagogical design and pedagogical experiment. 116 teachers of the Arzamas branch of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky took part in the study. Conclusions and recommendations. As a result of the conducted research, a meaningful characteristic of the readiness of higher school teachers for educational work in the changed socio-cultural conditions as a whole and by levels separately is given, the dynamics of results in comparison with earlier studies is revealed, the causes and factors of difficulties in the organization and implementation of educational work in a modern university are determined. The results obtained allow us to identify the main problems and ways to improve the psychological, pedagogical and methodological competence of modern teaching staff in the implementation of educational activities as a system-forming teamwork of an educational organization of higher education.