В современных условиях развития общества общение и взаимодействие людей наполнено различного рода психологическими воздействиями, в том числе манипуляциями. Манипуляции получили свое распространение в различных областях жизнедеятельности человека. Они окутывают всю нашу жизнь, при этом многие люди их не замечают и поэтому не могут противостоять им. В нашей работе мы рассматриваем проблему манипуляции в студенческой среде, поскольку именно в юношеские годы уровень макиавеллизма достигает своего максимума, после чего начинает снижаться [6]. В студенческом возрасте темп жизни достаточно высокий, также быстрая адаптация и постоянное развитие общества способствуют увеличению использования манипулятивных стратегий при достижении цели. В связи с этим становится важным уметь вовремя обнаружить и пресечь манипулятивное воздействие, это становится возможным при понимании механизмов и технологий манипуляции. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является выявление личностных характеристик студентов, сопутствующих манипулятивному поведению. Методы исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические - тестирование (методики 'Шкала макиавеллизма личности' (авторы - Р. Кристи, Ф. Гейс, адаптация В.В. Знакова) и '16-факторный личностный опросник Кеттелла' (автор - Р. Кеттелл)), а также математический метод статистического анализа данных. В исследовании приняли участие студенты Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета разных направлений подготовки и специальностей в количестве 63 человек. Выводы и рекомендации. Результаты проведенного исследования доказывают, что существует взаимосвязь личностных характеристик и манипулятивного поведения в студенческом возрасте.
In modern conditions of the development of society, communication and interaction of people is filled with various kinds of psychological influences, including manipulations. Manipulations have become widespread in various areas of human life. Manipulations envelop our whole life, while many people do not notice them and therefore cannot resist. In our work, we consider the problem of manipulation in the student environment, since it is in the youthful years that the level of Machiavellianism reaches its maximum, after which it begins to decline [6]. At student age, the pace of life is quite high, and rapid adaptation and the constant development of society contribute to an increase in the use of manipulative strategies in achieving the goal. In this regard, it becomes important to be able to detect and stop the manipulative influence in time, this becomes possible with an understanding of the mechanisms and technologies of manipulation. Based on the above, the purpose of the study is to identify the personal characteristics of students associated with manipulative behavior. Research methods: theoretical methods, including analysis of the literature on the research problem, empirical methods - testing (methods 'Machiavellian Personality Scale' (authors - R. Christie, F. Geis, adaptation of V.V. Znakov) and '16-factor Cattell Personality Questionnaire' (author - R. Cattell)), a mathematical method of statistical data analysis. The study involved 63 students of LPI - a branch of the SFU of different areas of training and specialties. Conclusions and recommendations. The results of the study prove that there is a relationship between personality characteristics and manipulative behavior in student age.