Одной из приоритетных задач российского общего образования является формирование успешной личности. Важно, чтобы выпускники обладали такими качествами, как активность, пластичность, открытость, стремление к самореализации, обнаружению и преодолению насущных проблем при достижении положительных изменений в социальной жизни. В связи с этим актуальность выбора будущей профессии, соотносимой с
обозначенными доминантами, значительно снизила возрастной ценз и стала чрезвычайно востребованной не только в старших классах. Поэтому сегодня особое внимание обращается на осуществление профориентационной работы с младшими школьниками. Цель исследования - выявить теоретические основания ранней профессиональной пропедевтики школьников на уровне начального общего образования и разработать педагогические средства сопровождения обозначенного процесса. Методы исследования: 1) теоретического назначения - анализ педагогической, психологической и социологической литературы; систематизация и обобщение полученного научного материала; 2) эмпирического назначения - изучение опыта педагогов; педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы с педагогами, младшими школьниками и их родителями; апробация разработанных педагогических средств. Выводы и рекомендации: 1) в качестве теоретических оснований ранней профессиональной пропедевтики школьников на уровне начального общего образования
выступают: а) идеи совершенствования личности в трудовой деятельности, целенаправленного выбора профессиональной сферы и профессии в ней с учетом современных социокультурных и социально-экономических процессов; б) подходы - антропологический, системный, личностно-ориентированный и практико-ориентированный; 2) целенаправленному переводу теории в практику ранней профессиональной пропедевтики способствуют авторские разработки организации и проведения профориентационной работы с младшими
школьниками - оригинальные программы для педагогов и других субъектов образовательного процесса; рабочие тетради, карьерный навигатор, профориентационные пробы для младших школьников, предназначенные для урочной и внеурочной деятельности, а также
дополнительного образования. Опыт внедрения авторских разработок доказывает их эффективность и позволяет существенно влиять на решение проблемы ранней подготовки подрастающего поколения к выбору профессии.
One of the priority tasks of Russian general education is the formation of a successful personality. It is important that graduates possess such qualities as activity, plasticity, openness, the desire for self-realization, the discovery and overcoming of pressing problems in achieving positive changes in social life. In this regard, the relevance of choosing a future profession, correlated with the designated dominants, has significantly reduced the age limit and has become extremely popular not only in high school. Therefore, today special attention is paid to the
implementation of career guidance work with younger students. The purpose of the study - to identify the theoretical foundations of early professional propaedeutics of schoolchildren at the level of
primary general education and to develop pedagogical tools to support the designated process. Research methods: 1) theoretical purpose - analysis of pedagogical, psychological and sociological
literature; systematization and generalization of the received scientific material; 2) empirical purpose - study of teachers' experience; pedagogical observation; individual and group conversations with teachers, younger schoolchildren and their parents; approbation of the developed pedagogical tools. Conclusions and recommendations: 1) the theoretical foundations of early professional propaedeutics of schoolchildren at the level of primary general education are: a) the ideas of improving the personality in work, purposeful choice of the professional sphere and profession in it, taking into account modern socio-cultural and socio-economic processes; b) approaches - anthropological, systemic, personality-oriented and practice-oriented; 2) the purposeful translation of the theory into the practice of early professional propaedeutics is facilitated by the author's developments of the organization and conduct of career guidance work with younger schoolchildren - original programs for teachers and other subjects of the educational process; workbooks, career navigator, career guidance tests for younger schoolchildren, designed for regular and extracurricular activities, as well as additional education. The experience of implementing author's developments proves their effectiveness and allows them to significantly influence the solution of the problem of early
preparation of the younger generation for choosing a profession.